Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Про собаку

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Дек 27, 2018 4:42 pm    Заголовок сообщения: Про собаку Ответить с цитатой

Давным-давно, когда я пришел в ТЮТ, я был сразу же поражен новогодними вечерами, которые совсем не походили на «ёлки» и «утренники». И на «капустники», как их упорно называли, они тоже не походили. Первый, виденный мной вечер был каким-то безумно энергичным, как сказали бы сейчас «стенд-апом» на тему бесконечного одиночества двух влюбленных молодых людей. Не подростков, заметьте, они гоняли на машинах, целовались с милиционерами и совершали множество поступков, не принятых у советских школьников. Второй мой новогодний вечер в ТЮТе оказался сценически слаб, не по замыслу, как я сейчас понимаю, а по несоответствию замысла и воплощения, когда король с королевой ловят тараканов, а их сын, которого играет девочка, признается в любви к тютовцам, это абстракция, а не народные потешки.
Наконец, третий новогодний вечер меня потряс тем, что как и полагается в разгар перестройки, был уже не просто «не про Новый год», а «совсем уж не про Новый год». Он был про Конец света (не путать с гораздо более поздним «Концом света»), что в 1989 звучало вполне пророчески. Герой выходил на улицу в канун Нового Года, после чего происходил конец света, и уже без света, в полной темноте, появлялись какие-то чудовищные твари. Лорда этих тварей играл М.В.Гольд, который произносил тост «За серость, за тусклый свет». Ситуация была вполне безнадежна, но герой знакомился сначала с другом-клоуном (Владовский), потом с фонарщиком который несмотря на свою робость не выбросил фонарь (Винницкий) и с помощью этого фонаря возвращался в наш мир (а может быть возвращал наш мир), где и праздновал новый год… с теми же самыми Гольдом и Фонарщиком. Ставил всё это Т.З.Москаленко, который, если пользоваться терминологией Н.З.Москаленко был тогда уже очень «матёрый», а именно – сочинял пьесы, сам их ставил, а играл в них только по необходимости, когда актёр не пришел.
Спектакль не был идеален. «Шутки про гамадрилов» Владовский вытаскивал буквально одной интонацией, а танец с фонарем был откровенным, как сказали бы сейчас «Позвали Адамовского». И тем не менее читалось в спектакле что-то чего, может быть и не планировал автор, что-то созвучное времени, когда простая цитата из «Алисы» «Я начинаю путь…» в начале, уже звучала почти как призыв противостоять тому самому Лорду Серости, который в принципе может быть и Диаволом, но у нас тут есть и поближе.

Новогодние вечера нашего времени я почему-то невольно сравниваю именно с тем. Именно потому, что они неиделальны, но в них угадываешь мысль, что стоит десятка хорошо поставленных веселух «про то, как от нас ушли мальчики».

В отличие от многих современных тютовских спектаклей, на этот я не опоздал, и не ушел раньше времени. Счастливо явившись за минуту до звонка, я занял ложу, в которой очень скоро обнаружил Федоровского, Лаврова, Тейбер-лебедева и какую-то девочку, стоящую на коленях. От звонка зал, и без того-то не тихонький, взорвался криками восторга, в которых слышался попкорн и вторая часть фильма «Крик». Я вспомнил милую афишу вечера с нарисованной собакой, и подумал, что ЭТОТ зал съест и уничтожит даже не самое беззащитное начинание на сцене. Видимо так же подумал один из педагогов, сказавший «Боюсь я новогодних вечеров», другой напустился на него, шепча «Да что ты всё время всего боишься?!» после чего погас свет.

Зал всю дорогу молчал и слушал. Несмотря на юного брата Шведовой на руках у Шведовой (в то время, как столь же юный Богдан Павлов, однажды во время великого «Пера Гюнта» потребовал, чтобы слишком красивая актриса ушла со сцены). Несмотря, на почти столь же юного Борю Покровского, который вошел в зал непосредственно с Владимирского тракта, и стал было снимать кожух и онучи, но сам себя остановил, вышел, и разделся в фойе – крот педагогики роет медленно, но неостановимо. Несмотря в двух шагах от голодного зрителя разворачивалось пиршество…

Если говорить о мирах, то на сцене снова появился мир «Полианны и одуванчиков», то есть некоторая американская провинция в некотором штате США, увиденном глазами ребенка – соседи, родители, вредные мальчишки, хозяева магазинов и их служащие. Честное слово, не в обиду будет сказано нашим режиссерам этот мир вполне гармонично сочетается с теми, хотя и создан за меньшее время и меньшими средствами. Более того – этот мир выигрывает, как выигрывает карандашный рисунок по сравнению со старательно раскрашенной иллюстрацией – он оставляет возможность себя довообразить. На самом-то деле, мы, очевидно, догадываемся, что в Америке не совсем такие были велосипеды, коврики, куклы Таро и сломанные лодыжки, но гораздо проще когда на рождественском ужине гремит гром, и ты понимаешь – ах да, это Флорида. Тут не обязательно, чтобы монтировщик махал в окно веткой пальмы.

Надо сказать, что гром, как и вообще звук был отлажен далеко не идеально. Я уже переживал на «Двух капитанах», за устроенный маленькой девочкой взрыв, после которого Сивцев Вражек должен лежать в руинах. Здешний гром вызвал ощущение тревоги за непришедшего на ужин гостя – не нес ли он в подарок ручную гранату. И - гораздо более важный технический момент, рассинхрон фонограммы по реплике. Спектакль построен на том, что собачий лай отвечает на реплики актеров или предшествует им. Не раз и не два актеры фонограмму ждут, что мешает естественности актерского отыгрыша и ожидание это продложается равное число секунд. Это скорее всего означает, что фонограмма дается с файла, в котором перед лаем есть технические полторы секунды тишины, и сказано «Ну ты давай фонограмму пораньше», то есть на звукооператора повешена дополнительная работа, сложная и ненужная. А гораздо правильнее было бы скинуть файл на компьютер, отрезать тишину, и подавать встык.

Поругались, теперь вернемся к хорошему, к собаке. По сюжету в спектакле главное – она, ее отношения с девочкой, которая собаку подобрала, а потом едва не потеряла. Именно эта история «рождественская» и именно она составляет в спектакле «линию» развитие событий. Всю дорогу я (рассказа не читавший) ломал голову о том, какой жанр окажется в финале. Кульминационным, и самым точным оказался момент «вторых десяти фактов». Уверен, что так и задумывалось, хотя вероятно воплощение несколько разошлось с замыслом, но как мне кажется, с положительным эффектом. Фонограмма вошла исподволь, стала слышна факта этак с третьего, и произвела впечатление двойственное. Сознаюсь в своей глупости, в какой-то момент, я решил, что автор (а мало ли что может прийти в голову американскому автору) решил создать «Рождественский рассказ о призраках» и имеет в виду некую реинкарнацию одного потерянного существа в другого. Ну если про одно существо мы знаем десять фактов, и про другое существо тоже теперь знаем, значит это одно и то же существо. Логика возмутительная, но я, в принципе, был готов. К счастью всё оказалось наоборот – если мы потеряли одно существо, и от него осталось только десять фактов, то теряя другое существо, мы уже прикидываем, какие нам останутся десять фактов. Вот это здорово и думаю – думаю, в любого человека попадает, во всяком случае в того, кто кого-то терял. Поэтому я склонен считать, что зал молчал и слушал не просто потому, что эти попкорновые подростки очень дисциплинированы, а потому что тютовский зритель готов (как и в далеком 1989м) воспринимать авторскую мысль постановщика, при условии, что у него есть мысли.

Указанный момент спектакля был точен не только благодаря случайно (или нет?) возникшему постепенному входу фонограммы, но и по общей мере условности. Актер и актриса замерли в «стоп-кадре», то есть вышли из отыгрыша бытовой жизни, который при всей соблазнительности и кажущейся простоте на сцене без долгих репетиций всегда проигрывает. Нельзя просто сесть за стол и полистать журнал, нельзя навскидку убедительно посшибать солдатиков с шахматной доски или разбить чашку. Даже вздрогнуть от увиденного в окне медведя не так-то просто естественно. Поэтому много где в спектакле, где актеры только двигаются и говорят, условности, той или иной - не хватало. Зато как только она возникала – например, тени беседующих на одежде сцены, спектакль воспринимался живее и комфортнее.

Две старушки. С каким бы зрителем я не побеседовал после спектакля, он говорил «Две старушки, и главное, такие разные!». Да, правда, это достижение, и редкое достижение. Разнообразие характеров, такое естественное для деятельных персонажей мужчин, становится труднодостижимо для женских персонажей, и тем более возрастных и характерных. Нужно два года пахать в «Конвеях», чтобы получилось три разные сестрички, очень во многих профессиональных постановках «Трех сестер», этот эффект так и не достигается. И уж совсем не вспомнить случаев, чтобы старушки на сцене различались чем-то кроме социального происхождения «богатая – бедная». Даже в «Приглашении в замок», в Комиссаржевке или «Кошках-мышках», в Балтийском доме – переставь старушек местами и костюмами – будет то же самое.

У вас в спектакле они разные. Разумеется это возникло за счет того, что все (кроме девочки, папы и собаки) персонажи выполняют функцию «снять серьез», то есть являются комическими, и уж тут Амина и Саша отработали на совесть. Реакция на Амину такова, что я рискну предположить – она сняла манеру речи с кого-то хорошо известного многим зрителям? Преподаватель из лицея? Даже если так, Амина молодец, она тянула одеяло на себя, но отдавала это одеяло зрителям, останавливаясь за секунду до дуракаваляния. Но в этом персонаже выполнялось скорее задание режиссера. Мысль режиссера, как мне кажется (или как мне хочется думать) была в библиотекарше, потому что оба ее рассказа занятны не формой, а содержанием. Иностранцы любят подшутить над русскими романами, и мы – при любой международной обстановке – воспринимаем эти шутки с теплотой и гордостью – читают значит! Но пожалуй, история с медведем, это лучшее, что я слышал о «Войне и мире». Но главный монолог, конечно второй и именно когда он зазвучал, я вспомнил 1989. Хотим мы или не хотим, но ТЮТ отражает жизнь. И когда со сцены говорится «Мальчишкам всегда кажется, что война это весело, а это мерзость. – Плохое слово – А война и есть самое плохое слово», это значит, что на дворе время, когда жаль мальчишек которые воюют, и настоящую ненависть вызывают мальчишки и девчонки более почтенного возраста и более высоких званий, которые сами не воюют, а веселиться по поводу войны не отучились. В равной мере мне кажется, что не случайна такая любовь современной тютовской сцены именно к данному миру. Давайте посчитаем. «Одуванчики». «Поллианна». «Лестница». Да собственно и «Том Сойер». За тридцать лет я не помню в ТЮТе такого «тренда» на сюжеты из США и про США, и это, заметьте не «Хижина дяди Тома» и не «Какая разница, с кем», это большей частью хорошие, позитивные США, где не без проблем, но такие же люди живут. Что-то мне кажется, что мы в этом позитиве, в этой уверенности, что на другой стороне тоже люди живут, ох как нуждаемся.

Вообще говоря, если субботний «Тартюф» кто-то из зрителей метко назвал «Служанка», отдавая должное таланту и экспрессии Сони Юдановой, то этот спектакль можно было бы назвать «Две старушки». Это с одной стороны хорошо, потому что стратегическое решение режиссера оправдало себя. С другой стороны режиссерская щедрость порой зашкаливала. У меня бы духу не хватило ввести Черкаса и Полунину на малюсенькие эпизоды. У меня вообще мания примерно уравнивать загрузку всех актёров. Но – и это уже вопрос к инценировке, знаете что такое эпизод? Вот есть в пьесе персонаж, у персонажа есть «линия», то есть с ним происходят какие-то изменения. Был Пемблтон злой, сломал ногу, стал добрый. Был Стамескин бедовый и бесперспективный, влюбился в Искру, стал лучше, потом не пришел на похороны Вики, уехал в Москву, устроился в администрацию президента, получил свой театр, и живёт-поживает добра наживает. Это не эпизоды, это полноценные персонажи. Если же персонаж появляется один раз, вроде как «линию» не развернуть. Но внутри этого эпизода с персонажем всё-таки происходят те же изменения. Был Лояль старенький смешной, потом оказался другом дома, потом оказался рейдером, потом его выгнали. Был мистер Мрак пьяный и страшный кукловод, а оказался одинокий и без куклы.
Вот без такого развития, как мне показалось, было тесновато и Черкасу, и Полуниной, да и Герману по-моему то же. У Германа был выход «Она не ведьма», сквозь салат.

Андрей Назаров, как водится отличился практически в один момент взаимно противоположными достижениями. Он прекрасно привёл образ к ключевой реплике – «я сидел в тюрьме», когда хохот тем сильнее, чем сильнее сочувствие к герою. И тут же завис в какой-то необъяснимой паузе, в которой я всей силой своего интеллекта не понял, кто забыл текст – он, партнер, или должна идти какая-то фонограмма, или это сорок секунд тишины из Бутусовского «Макбета». Всё остальное, вроде рассинхрона при игре на гитаре и огурцов в немного не флоридской банке, дело десятое.

Ну и тогда уж насчет салата и огурцов. Да, это сильный ход, и как любой сильный ход он может быть провален, реализован или реализован с блеском. Как любой сильный ход это то «чего нельзя делать», но можно, если хорошенько подготовить. Вы, с помощью старушек, ход не провалили. Никто не скажет, «да ну, они там салат зачем-то ели». Но кто-то скажет «ну да, это тот спектакль, где салат ели». В чем сила хода? В том, что сидящие в зале тоже хотели бы поесть, и вот тут, в трех метрах самые настоящие огурцы и салат. Но магия четвертой стены и талант актеров, заставляют только смотреть, и в какой-то момент количество вожделения переходит в качество впечатления, и зритель уже не завидует актерам, а радуется за персонажей, что им вкусно, возникает тот эффект уюта, которым мастерски пользовались Гоголь, Чехов, Стивенсон, Григорий Адамов, Крепс и Минц, да бессчетное число авторов, умевших добавить в произведение «вкусную цитату», и «пригласить за стол» читателя. От блестящей реализации вас отделила одна деталь – вы поклонились и ушли, а салат остался на столе. И тут уж – к бабушам не ходи – зритель конечно начал кричать: «А мне кусочек», «А я сейчас залезу на сцену и всё съем».

Примерно так же я бы оценил и спектакль в целом. Он взял рисковую задачу – поговорить серьезно на праздник, и – преодолев многие подводные камни – задачу выполнил, оставив ощущение радости, но не безбашенного веселья, потому что радоваться уместно всегда, а веселиться бывает полезно и подождать. И многое из задуманного в спектакле сделано не по рецептам и «верняковым приемам», а заново, в чем-то наугад. Тютовский новогодний вечер – снова спектакль сделанный тютовцами для тютовцев, и все его недочеты по технике (на разных направлениях, от сценария до актерской игры и на разных уровнях, кроме самых базовых, всё-таки говорить громко теперь могут все) можно – по крайней мере предположительно – отнести за счет того, что сделан он полностью самостоятельно. И он, как та самая собака, в данном случае, не без трудностей, но попадает домой.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
мисс Хант
форумный монстр


Зарегистрирован: 04.11.2008
Сообщения: 119

СообщениеДобавлено: Пт Дек 28, 2018 2:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прежде всего, спасибо, что вы пришли! И спасибо за такой объемный, развёрнутый и подробный отзыв. Вы знаете - для меня это важно.

Удивительно, совсем другие ощущения возникают, когда сидишь в зале и смотришь на что-то своё. Совсем иной род волнения. Иное волнение, но очень сильное. Зал действительно меня испугал: кричащих зрителей после звонков я ещё не встречала. В равной степени меня испугал и хохот на реплику Отиса "Я в тюрьме сидел". Но если вы пишете, что жалость к нему возникла, то всё получилось. Поистине "зрительская партитура реакций" непредсказуема, и тем интереснее наблюдать за зрителем.

Ох, звук... Это соль на рану. К сожалению, из-за многих причин, относящихся именно к тютовским организационным проблемам, которые, я уверена, не могли бы возникнуть в профессиональных театрах, у нас не состоялась большая часть звукового оформления, которое задумывалось. В том числе и такие важные гавки. Грустно, очень обидно и просто душераздирающе было наблюдать эти накладки уже из зала. Больше всего, признаться, меня расстроила фонограмма с 10 фактами про собаку, которая была дана тихо. И поэтому я была очень удивлена, что, по-вашему, это имело положительный эффект. Хорошо, если так, не всё потеряно.

"Две старушки" - это занятно! Я бы и не подумала до показа, что зритель мог бы так назвать вечер. Однако после реакции зрителя эта оценка понятна. О, нет, Амина ни с кого не копировала. Второй эпизод в библиотеке действительно в моём представлении играл большую роль, об этом хотелось поговорить.

В остальном, еще раз скажу, что мнение со стороны зрителя, а еще и такое вдумчивое, очень ценно. О некоторых вещах я и не задумывалась. И если была бы возможность поработать еще над этим материалом, то и условностей было больше, я солидарна с этим, и салаты бы ушли за кулисы вместе с актёрами.

Спасибо!
_________________
Движение в сторону весны
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Дек 28, 2018 12:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вероятно с тихой фонограммой инфернальный эффект получился случайно, но действительно подействовал сильнее, во всяком случае на меня. Это всегда очень выгодно на сцене, и всегда очень трудно придумать - когда зритель осознает то, что заметил раньше. Когда плащ на вешалке внезапно делает шаг в комнату. Когда буква на вывеске оказывается предвещающей беду. Когда перестук ударных в мелодии оказывается биением останавливающегося сердца. Это всё приёмы одного порядка, обратные Хичкоковскому "герои не знают, что под столом труп, а зритель знает".

А вот "я сидел в тюрьме" эффект может и неожиданный для вас с Андреем, но вами с Андреем сделанный и сделанный хорошо. Был у нас спектакль, где актеры просто из сил выбивались, чтобы не было смеха на реплике убийцы "их тоже следует убивать". А зритель хохотал. И это было хорошо, потому что само убийство происходило через секунду. От зрителя не требуется после каждой трагедии на сцене погружаться в депрессию. Требуется немногое - задуматься. А в хорошем настроении думается легче. В зрителе удивительным образом сочетается цинизм и сочувствие, а вот пафоса он обычно не переносит и увядает.

Если бы только Андрей не замолк после этого на минуту! Чего он ждал, откройте секрет?
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
мисс Хант
форумный монстр


Зарегистрирован: 04.11.2008
Сообщения: 119

СообщениеДобавлено: Пт Дек 28, 2018 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Открою. Андрей забыл текст, а текст был репликой на переход света и на смену положения Маруси. Это был тоже тот момент, когда я почувствовала ледяной пот. Ещё и у кого-то телефон зазвонил в зале. И я подумала: "Ну всё, конец". Но нет, Маруся через некоторое время соорентировалась, с какой реплики надо подхватить, и пошло дальше.

Кстати, а вы узнали голос, поющий во время сцены Андрея?
_________________
Движение в сторону весны
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Дек 28, 2018 5:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я думал, это студийная запись. Но теперь предположу, что пел Павел.

Телефон в зале я сгоряча принял за долгожданную фонограмму. А для Маруси бесценный опыт.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
мисс Хант
форумный монстр


Зарегистрирован: 04.11.2008
Сообщения: 119

СообщениеДобавлено: Пт Дек 28, 2018 6:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, в точку. Это был Паша. Зал так вытянулся, пытаясь понять, кто же там в левом портале - мы его там спрятали.

Маруся смогла ввестись за две недели до!
_________________
Движение в сторону весны
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group