Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Два капитана - три

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 16870
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Окт 22, 2018 2:43 am    Заголовок сообщения: Два капитана - три Ответить с цитатой

Когда в 1987 году Горбачёв и Рейган подписали договор по РСМД, который нынешнии трампутяне решили отменить, я, поступив в ТЮТ, стал смотреть спектакли, только только перевезенные из станой сцены, которая располагалась в комнатке художественного отдела, на две новенькие тютовские сцены, потому что тогда большой тютовской сценой считалось то, что сейчас называют "Сцена Карнавала". Некоторые спектакли адаптировались для обеих сцен, некоторые только для одной. И каждый спектакль потрясал какой-то многослойностью и многомерностью. Мало того, что "Двадцать лет" оказывались очень необычной пьесой про революцию, вроде бы в стихах, но почему-то без стихов, так еще и уже четвертая постановка, да еще и первый спектакль, игравшийся еще в пятьдесят шестом, и тогда там самым младшим актером был теперь самый старший педагог, который у меня ведёт студию.
Так еще и этого было мало. Еще и в зале сидели какие-то люди, которые тяжело вздыхали, и говорили, не стесняясь меня: ну, это всё хорошо, две сцены, двадцать штанкетов, свет, звук... Но не то ведь... Не то!
И я чувствовал себя каким-то жителем Рима, уже не варваром, нет, уже кругом очевидный ренессанс, но я же вижу, что новый расцвет и рассвет всё ярче обрисовывает какие-то руины, на которых мы теперь построим храм Софии, а потом ее снесут, и построят тут мечеть, а фундамент будет по-прежнему от какой-то Деметры...

Почему-то я вспомнил эти ощущения, стоя всё на тех же ступеньках зрительного зала, откуда, на самом-то деле, смотреть лучше всего, ты неучтенный, тебя как бы и нет, зато ты практически заодно с теми актерами, которые по этим ступенькам из фойе выходят. Это как бы из за кулис, но в правильном ракурсе.

Если до сих пор всё, начиная, скажем с "Тома Сойера" я воспринимал, как костры, более или менее горящие на руинах, не каких-то там абстрактных идей и устремлений счастливых нулевых, сменившихся суровыми фронтовыми десятыми годами, а на руинах простых, но важных навыков - перевоплощения, поведения, прилежания - то на "Капитанах", пожалуй впервые за года четыре, меня посетило ощущение, что на фундаменте, частично усеянном обломками античных колонн, действительно что-то возводят. Мечеть, Собор или Пагоду, не столь важно, важно, что содержание первоисточника - романа Каверина, интересует участников в самом здравом смысле слова - как исследование, а не как догма, лозунг или ритуал.

Другой вопрос, что я, например, не всегда улавливал в каком направлении движется исследование. Но может быть, даже скорее всего, это происходило потому, что сейчас я выступаю в роли тех вздыхающих свидетелей просвещенной эпохи, которая переживает (и имеет шансы пережить) что-то вроде реинкарнации. Нелепо вздыхать, что Подсеватки хорош, но видели бы вы того, предыдущего Подсеваткина, равно как и предыдущего Москаленко, который, пожалуй, не позволил бы предыдущему Подсеваткину себя так просто переиграть. С тем же успехом можно сказать, что Плятт прекрасно сыграл бы Николая Антоновича. А если бы еще поставить на мостик капитана Седова...

Спектакль надо оценивать сегодня и сейчас. Сегодня и сейчас я констатирую ощущение: мир спектакля возникает тогда, когда поле зрения зрителя включает порталы, наши вечные колючие коричневые порталы, на которых реальность спектакля, перемешивается с реальностью зрительного зала. Это здесь естЬ, и разумеется не механическим развешиванием карт это достигнуто. Когда зритель замечает порталы, в зале становится сидеть уютнее, и сюжет, как бы он ни был запутан, смотрится куда благосклоннее.

А благосклонность зрителя спектаклю порой очень нужна. Огромный роман, всегда требует при переносе на сцену связных линий, логических, эмоциональных... Инсценировщик, режиссер, актеры, такие линии выстроили. И - разрази меня гром - я эти линии не узнаю, я за ними не узнаю уже романа. Сложныейшие любовные отношения неожиданно оказываются в центре действия - эти четыре взрослых человека (один из них - покойный) работают задачи, которые сделали бы честь созвездию профессионалов. Любовь, любовь, любовь немолодых людей, любовь безнадежная, или преданная, или бесчестная. И только штриховкой по краям этой любви проходит история с экспедицией. Интрига благодаря которой Кораблёв был обвинен и спасён, обозначается необъяснимой вспышкой ярости Николая Антоновича. А где тут Ромашка, который за целое действие появился два раза? А где тут сам Саня? А где Катя? И звучит оглушительный взрыв, и обломки кирпича еще долго звенят картечью по окрестным зданиям. Это Катя появилась, следом за ней должны бежать не милиционеры, а взвод сапёров. Если учесть, что сверху мы можем прочитать на бегущей строке точные координаты места действия, то становится ясно - перед нами запутанная полудетективная история, в которой всё увиденное должно быть обработано мозгом зрителя в антракте.
Я видал спектакли с такой задачей. Но Каверин такую задачу не предполагал.

Как сказала мне (до просмотра) Катя Евтушенко - всё у Каверина хорошо, кроме того, что сразу понятно, кто плохой, кто хороший, и это не меняется весь роман. Я с этим категорически не согласен. Саня Григорьев вовсе не положительный персонаж, как не положительный персонаж, например, Том Сойер, который, как известно, врёт, душит брата, целуется в школе и спит с дохлой крысой. Саня Григорьев симпатичный парень. И Валька, и Петька, и Гришка Фабер. И Ромашка тоже, я на этом настаиваю, симпатичный. Симпатичный это ведь не значит, хороший, честный, добрый. Это значит что он может вызвать наше сочувствие. А подростки на то и подростки, что они все симпатичные, а не положительные.

Поэтому очень здорово, что "Бороться и искать" звучит в спектакле примерно с той же интонацией, что и "Вперед, навстречу приключениям" в, теперь уже точно классическом Стрелковском "Томе Сойере". Эта фраза, которую все обычно произносят с пафосом "За власть советов", это вообще-то цитата, которую Каверин не придумывал, с срисовывал с могил вполне реальных полярников. А у реального полярника обычно нет условий восклицать "один за всех и все за одного".

В игре юных Сини, Петьки, Вальки - пафоса нет, и за ними хочется следить, и узнавать именно их историю, а не историю взрослых которые что-то там всё решают и решить не могут. Нет пафоса и в Кораблёве, это его выручает. А вот взрослый Саня, который всё первое действие сидит на левом портале, оказался в чудовищно невыигрышном положении. Мало того, что он фактически исполняет роль "голоса за кадром", но должен при этом существовать на сцене. Еще и его общение с героями носит какой-то мистический характер. Налево или направо бежать? - спрашивают его мальчики. Взрослый Саня смотрит на юного Саню и хорошенько подумав, советует бежать направо, потому что налево мальчики видимо коня потеряют. Откуда этот трагизм выбора? Разве речь идет о том, что Саню и Петьку могли на неверной дороге порубить белоказаки? Роман Каверина глубоко историчен, и столь же глубоко параллелен социальным потрясениям. Наоборот - честный Саня и подлый Ромашов вырастают в двадцатых (а потом и в тридцатых - а Каверин прекрасно знал, всё своеобразие этого светлого времени, и ничуть не обманывался насчет проклятых девяностых, простите, двадцатых годов). Это не "Кортик" и разоблачаем мы не Никитского, которого нужно просто опознать и расстрелять, а Ромашку и Николая Антоновича, которых можно всю жизнь убеждать, что они подлецы, а они будут всю жизнь отечать - "вы нам просто все завидуете". И это, знаете, куда серьезнее, чем - "а ведь я мог на том перекрестке и не в Москву пойти, а в Вятку".

В общем сами видите, какого уровня вопросы хочется обсуждать после просмотра. И заслугу эту никак нельзя списать только на Каверина, Лаврова и боевой тандем Тейбер-Куракиной. Как-то верится, что каждый из участников с романом Каверина ознакомился (не рискую говорить, прочитал, но обдумал). И хотя участников можно аккуратно разделить на когорты "более слышно, чем психологично" и "более психологично, чем слышно", я горячо приветствую сам факт появления спектакля, где актерам приходится думать самостоятельно.
_________________
I'm Reviewing,
The Situation...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group