Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Книгоигры

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Игрища и игры
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 19, 2020 10:11 am    Заголовок сообщения: Книгоигры Ответить с цитатой

Прошлое лето отметилось появлением двух, на мой взгляд, замечательных (вернее одной замечательной, но в двух вариантах) игр - "Тайны Аркъхема" и "Шерлок Холмс - детектив консультант". Обе они у меня есть, в первую мы сыграли дважды - один раз в компании Бес, Паша, Виталий, другой раз в элитном сборе Цвах, Майя, Грибник, Кобиашвили. И - надеюсь, продолжим.

Но сейчас я говорю не об этой - достаточно хорошо продуманной механике, а о книгах-играх Брославского, достаточно давно и хорошо известных. Я сначала находил их в электронном виде ещё в старинном интернете нулевых годов, а потом с удоволсьтвием обнаружил и приобрёл в Игроведе. Поставил на полочку да так и любовался. Потому что попытка пройти по-честному эту игру приводила к локальному разочарованию.

Дело тут в механике. "Тайны Аркхема" например, тем и хороши, что есть счёт времени, что ты борешься не с желанием подсмотреть, а со счетчиком, который насчитает тебе конец игры, даже если ты просто бродил вокруг место преступления и ничего не узнал. И поди тогда ответь на контрольные вопросы. Это очень здорово, это похоже на правду, где желание раскрыть преступление ещё не гарантирует финальной битвы со злодеем, самый печальный проигрыш не в том, чтобы красиво погибнуть, а в том чтобы скучно ничего не понять. В результате играть интересно и азартно.

Книжки Брославского построены куда архаичнее. Это, своего рода "Заколдовання страна" без ведущего, у тебя есть конкретная цель и ты пытаешься её достичь пока не умираешь. Все мы помним, чем кончается обычно первый заход в "Заколдованную страну", рыцарь нагружается оружием и тонет в первом же болоте. Это довольно тяжело воспринять и полюбить.

Но вот, много лет спустя, я стал доставать с полочек эти книжки-малышки, хорошие уже тем, что авторы разнообразили виртуальные миры: хочешь - иди к Черному магу, хочешь дерись с гвардейцами Кардинала или плыви на шхуне "Морская ведьма". И как только я подошёл к делу обстоятельно, то есть достал блокнот и расчертил листок игрока (как и предложено в инструкции) я стал понимать соль аттракциона.

Эти книжки-игрушки не одноразовые. Гибели в болотах и под упавшими валунами здесь - то же самое, что в "Томб рейдере" или "Думе" - повод к перезагрузке. Помню, как ещё мой добрый папа недоумевал, заходя в "Думе" на станцию "Плутония"
- А в чём игра-то? А откуда ты знаешь то, что за тем углом стоит пупырчатый дьявол? Ах ты сто раз здесь уже был и тебя сто раз тут убивали...
Вот именно. Соль заключается не в прохождении, а в исследовании виртуального мира. В том, что на пятый или шестой раз ты пройдешь с гордым видом мимо дупла, в которое не надо засовывать руку. В то, что ты знаешь в какую хижину зайти за динамитной шашкой.

Конечно это немного занудно. Но не более занудно, чем, например, провешивание маршрута скалолазов по сложной стене, когда они лезут-лезут, потом говорят - нет, по этой полочке идти бессмысленно, слезают и ползут в другую сторону, а потом говорят - о-кей, здесь мы натянем верёвочку, и когда мы в следующем году сюда приедем, посмотрим, что там дальше за этой верёвочкой. Для альпиниста такое занудство дело жизни, для игрока в книгоигру - дело одной поездки в метро, но принцип один - разведка.

В том-то и плюс коллекции игр, что в некоторые можно вникнуть, когда время появится...
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 19, 2020 11:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну с механикой, я надеюсь, в целом понятно. Механика - на любителя, в чём-то архаичная. Теперь пару слов о том, как это действует.
Действует любопытно.

Вот маленький конкретный пример. Уважающая себя игра должна предоставлять игроку возможность проявлять себя не только сторонником добра. Потому что иначе у Грибника не будет возможности сыграть "коварного гнома", а без этого, сами понимаете, что за игра.

Как обычно реализуется в играх возможность "перейти на тёмную сторону"?
- Сплошь и рядом это делается силовым образом. Игроку просто, как например в "Героях" предлагается сыграть за Некроманта, которого затравили злые священники или вообще за Демона, которого преследуют рыцари, а он в общем-то влюблён в принцессу и бунтует против дьявола, но что поделаешь, он Демон и вынужден выжигать городища оленееобразных эльфов, и ставить там цитадели ада...
Ну это ещё ладно. Тут скорее реализуется типаж случайно угодившего в пираты благородного сэра. Играть так можно, если вы, конечно не фанат оленей.
- Бывает, что деление на "добро" и "зло" достаточно условно. То есть конечно Дракула плохо делает, что распихивает по церквям Джоанн, а охотники делают очень хорошо, что этих Джоанн убивают кольями, но вообще-то все на равных, моральных проблем не больше, чем с черными или белыми шахматами.
- Бывает, что авторы пытаются дать игроку "моральный выбор" помогаешь бедным, у тебя растут крылья и за тебя вступаются ангелы, пинаешь олене сапогами - тебя уносит чёрный дракон. Каюсь, грешен, в ЗАКСе я пытаюсь идти именно по этому пути - Грибник волен бить крысу об пол, но родственники крысы этого не забудут.
- наконец в некоторых играх есть механика "предательства", иногда неизбежного, иногда по выбору . Как известно, Ходаков отказывается играть в такие игры, и он в чём-то прав. В результате карточка "перейти на сторону победителя" в Аркъхеме видимо никогда не сыграет.

А вот в книжке-игре "По закону прерии" этот вопрос подан, я бы сказал, реалистичнее, чем все перечисленные варианты. Там не нужно "делать выбор на чьей ты стороне", чтобы потом тебе напоминали "а ну прекрати гладить котёнка, ты же негодяй". Просто есть возможность поступить так или иначе. Допустим, на тебя напал грабитель. Ты его скрутил, и он просит не бросать его в терновый куст (полицию), в обмен на информацию. Ты выбираешь информацию, он рассказывает тебе, то, что нужно, и при этом ты понимаешь, что он сам опасный головорез и полиция по нему явно плачет, и премию заплатят большую. Должен ли ты держать слово и отпустить его?
У тебя много оснований нарушить слово. это и выгодно, и людям на пользу. И вот ты волочёшь его в полицию и чувствуешь себя не подлецом, нет, а таким, знаете, Глебом Жегловым, который не разменивается на сантименты, когда речь идёт об очистке общества. И что же? Тебя не обманывают - ты получаешь деньги и тебя даже не убивают из за угла дружки посаженного. Но у тебя необратимо снижается показатель обаяния. А это - нет, это не "шкала харизмы". Это просто вероятность того, что тебя не пристрелит случайный прохожий. И если не повезёт, и это случится ты - только тогда, в последний момент перед тем как помереть и закрыть книжку - подумаешь, чёрт, зря я слово не сдержал.

По-моему это реалистично. В жизни очень редко от того, что не сдержал слово у тебя портрет на стене крючить начинает. Еще реже, человек не сдержавший слово понимает, что движется по какой-то шкале. Мы, за исключением самых рефлексирующих, слишком заняты, чтобы смотреть на листочек с цифрами и прикидывать "хм, пожалуй теперь меня застрелит пятьдесят знакомых из ста, а теперь, пожалуй, шестьдесят". Мы идём к цели, записывая куда-то на полях. что в общем-то мы хотели хоршего, а с обаянием как-нибудь обойдётся. И только когда какой-то старик золотоискатель стреляет в нас со словами "голос мне твой не нравится", задумываемся, что может ту сигарету курить и не стоило...

И тут оказывается, что книга-игра это не только игра, но немного ещё и книга.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Игрища и игры Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group