Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Кто за дверью? Англичанин с собакой.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20309
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Мар 29, 2015 11:38 pm    Заголовок сообщения: Кто за дверью? Англичанин с собакой. Ответить с цитатой

Прежде всего нужно сказать сразу: Достоевский на ТЮТовской сцене есть, и не просто Достоевский, а именно его Петербург, с самыми настоящими страшными коридорами - теми самыми, где мрут чижики, времена идут, а коридоры ведь не меняются - меблирашки, коммуналки, общаги... Когда механика сцены соединяется с музыкой и монологом (Ихменев - дважды браво!) это радует вдвойне. Даже не только потому, что Федор Михайлович к нам пришел он у нас уже бывал - и с успехом - на "Мальчиках". В каждом театре живут Станиславский, Таиров, Брехт, иногда даже не понимая, что они тут. Так вот - "Униженные и оскорбленные" не получается воспринять иначе, чем часть трилогии, продолжающей вообще классическую традицию, спектаклей, где разбираются отношения не теперешних актеров-школьников, а каких-то других, людей, из другого возраста, времени, морали. Предыдущей частью трилогии безусловно смотрелась бедность. Я вот только не знаю, считать ли Достоевского завершением чего-то, начатого чуть ли не "Чебурашкой" (кто видел - поймет, это был очень взрослый спектакль). Или ждать завершения трилогии, ежась от размышлений, что это окажется - Маркес или Кафка?

Д.Лавров, будучи по натуре своей поэтом, разрабатывает не смысловую тему, а ощущенческую - от "Бедности" к "Униженным", и тот же путь проходит творческая группа. И группа идет по этому пути твердым неспешным шагом, набирая опыта, менее важных приемов и более важной сценической правдивости. Поход происходит в каменных стенах сценической формы, где четкость исполнения сдерживает жизнеподобие. Ничего удивительного, ведь в настоящее время - спектакли Д.Лаврова наличие в театре тени Мейерхольда. Вс.Эм. был сложный человек, но прекрасно то, что благодаря группе "Униженные и оскорбленные" у нас он по крайней мере - есть. Не каждая тень может таким похвастать.

Разные актеры столкнулись в данной работе с задачами разной сложности, а главное - привычности. И в частностях можно было бы разбирать многое, сопоставлять получившиеся образы с первоисточником например. Например Леша Полубояринов просто поразил меня тем, насколько тяжелую штангу он может вытягивать. Когда Алеша заговорил, я чуть не схватился за голову - персонаж оказался карикатурой, и я искренне не понимал, как же он при этом будет вызывать любовь у Наташи и ужас у зрителя. Леша схватился со своим Алешей и - эта стрекоза стала жуткой. Я теперь даже не знаю, что сложнее - не уходить со сцены весь спектакль, как в Томе Сойере, или доводить зал до нервного смеха словами "Что за чудо эта Катя!".

Примерно то же можно сказать о двух Достоевских - более молодом и более седом. Спектакль - вполне в духе формального театра - работает в двух или даже трех "режимах". Оба Достоевских хороши каждый в своем: один выразительнее действует, другой выигрышнее смотрится в статичных картинах. Статичные картины здесь не проходной момент, а очень сильный режиссерско-актерский прием, так выразителен и страшен Маслобоев проезжающий мимо нас с часами, или девочка, которая просто читала в тусклой питерской комнатенке, и на что-то оглянулась (Питерская жуть, эксклюзив, зарисовка). Полубояринов и тут демонстрирует класс, волшебным образом не отворачиваясь от зала, когда проезжает на кольце. Виталий же достигает максимальной убедительности в тех сценах, где начинает общаться в нормальной живой манере, тогда сразу обнаруживается, что в тексте Ф.М. есть и юмор, и его немало, и он выгодно оттеняет тени у гранитных парапетов. "Откуда ты взяла этот мерзкий веник, у меня и не было такого..." - эта интонация связала образ Вани воедино, он оказался больше, чем просто подросший и переехавший от Торцовых в столицу Митя. Потому что фраза стала забавной. Что в этом венике такого забавного? - но этот веник придуман Достоевским. Не был этот бородатый товарищ только моралистом, и чувствительным занудой!

В полной мере справился с этим - пожалуй самым важным вопросом спектакля - Антон. Его Ихменев преодолевает все - сложности формы, тяжесть автора, возможные разногласия в трактовках. Он живой и это, удивительным образом, не ломает формальности вокруг, это ее раскрашивает и освещает. Ихменев умудряется быть В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ - жалким, забавным, великим, страдающим, да еще и четким, ясным, помнящим текст так и с такой скоростью, что возникает желание тоже что-нибудь выучить. Антон... нет, именно Ихменев, потому что это был не Антон, не Лечиболь, не постаревший Болтолон, а этот вечно седой, вечно советующий, о чем его не спрашивали.

Так получается, что о женских образах сказать удается меньше - пожалуй можно выделить субботнюю Наташу - она (должно быть вся в отца) была живой даже в первом действии, которое, как мне показалось, в субботу всеми игралось в третьем- очень необычном режиме. Я бы назвал его режимом "живой книги", а признаком его указал бы то, что фразы произносятся "так как они написаны", от начала до точки, с паузой после точки. смысл таким образом доносится хорошо, но возникает ощущение условности, совсем необязательной, как показывают Ихменевы.

Вместе с тем первое и третье действие, обладают хорошей внутренней логикой происходящего, что позволяет поддерживать второе действие, где эта логика теряется и в начале, и в конце. Я имею в виду нечеткую оправданность отношений героев при сохранении текста автора. Приведу только один пример - объяснение Наташи с князем и Алешей выглядит "наизнанку". Нечеловечески гордая девушка (это относится к обоим составам) хладнокровно отчитывает двух не очень уверенных в себе князьев. Чего она боится и кого она любит при таком раскладе не понять, хоть убей. И "носик задрать" в третьем акте ей тоже не удастся, поскольку он и так задран.
Еще раз повторю - это претензия не к конкретным исполнителям, а к действию в целом. Юмор в тексте не угадывается (когда не работает в полную силу Виталий) и выясняется, что мрачность тоже может быть монотонной.

В противовес этому хочу сказать о Князе в третьем действии. Каюсь, я все время спектакля особо придирчиво приглядывался к Паше, который, как мне казалось с каким-то особым героизмом отказывался от всех подсказок Достоевского в определении эмоций героя. Но в монологе все стало на свои места - "нас ведь много, и мы действительно счастливы" оказалось тем самым оправданием персонажа, которое позволяет Достоевскому создавать самые страшные свои образы, не пряча их за внешнее уродство, извращенность или цинизм. Хотя я был рад увидеть Пашу уже без бакенбард.

Еще раз спасибо Дмитрию Валентиновичу за то, что на нашей сцене снова есть психологический театр. То есть театр, где следишь не за актерами, а за персонажамиWink
Cool
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Лавров
Пол Дрейк


Зарегистрирован: 30.06.2003
Сообщения: 2552

СообщениеДобавлено: Пн Мар 30, 2015 12:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

спасибо
_________________
Самураи в траве неспроста
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20309
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Мар 30, 2015 1:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нет, это вам спасибо. Меня тут Виталик спрашивал о подробностях и тонкостях впечатлений. Думаю, что можно будет их обсудить после ваших всех разборов и обсуждений. Кроме того есть личные сообщенияWink
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
х
Повелитель тем


Зарегистрирован: 25.04.2010
Сообщения: 4179

СообщениеДобавлено: Пн Мар 30, 2015 11:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

знаете, вот "тонкость впечатлений" как будто не тот термин в данном случае.потому что жизненный опыт героев ФМ настолько отличается от опыта молодых актёров,что взять сию ношу на себя может только человек либо с очень богатой фантазией и в то же время чувством меры или всё же если хоть что-то из переживаемого на сцене актёру известно. но в любом случае это спектакль в который нужно играть. это всё равно, что анализировать роман, читая его. пусть персонажи будут непохожи,но они мучаются вопросами в современном мире чуть ли не архаичными, а значит ими помучаются и реальные люди. спектакль нужен прежде всего актёрам.
зрителям же его смотреть тяжело. один сценарист сказал "в мелодраме плакать должны зрители,а не актриса на сцене", а я бы добавила - бессилие не в том, чтоб упасть и двигаться,как во сне, преодолевая невидимое сопротивление, а в действиях и словах не приносящих результата... это ключевой минус этого спектакля, но тут уже вопрос к режиссёру. может я не права, но герои Достоевского мало плачут, потому что их жизнь, благодаря ФМ настолько запутана и сложна,что им не до слёз. Достоевский создаёт же очень острые психологические сюжеты и выбрасывать почти полностью линии преступлений и интриг кажется ошибкой. все эти его подленькие герои, вроде князя, они не демоны зла. нет они из делишек и мыслишек грязных состоят. они мерзкие, но они хитрые. их с поличным ловить сложно, если только они сами покрасоваться им не захотят. а у вас всё предельно ясно построено. вот - жертвы. вот - надругатели. а Достоевский не такой простой. у него же эти вот многогранные герои - люди и есть самое главное. его "положительных" героев сложно взять себе за образец, слишком уж жалкой может оказаться их жизнь. а злодеи - симпатичные люди порой. не лишённые или ума, или вообще, в принципе, наличием души могут похвастаться. чем они обычно и занимаются. короче говоря - этих двух составляющих (для меня важных) я в постановке почти не увидела. но предполагаю, что дело здесь именно в инсценировке. если так много говорить о любви в самых разных её проявлениях, то на всё остальное просто не останется времени и сил.
спектакль мне понравился. давно такого спектакля сложного в тюте уже не было (в последние пару лет). играли от и для души.ну а недостаток психологизма и философию пока взяли на себя двери Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20309
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 31, 2015 1:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уверяю вас, в этом спектакле куда уместнее обсуждать тонкость, чем, к примеру, в орденоносной "Литургии Зеро" в Александринке, где главным вопросом спектакля остается то, зачем актрису ударили молотком по голове при зрителях. Пусть мне скажут, что я безмерно завидую чинам и наградам Фокина, но повторюсь - в работе именно над Достоевским - тютовцы на сей раз добились очень большого продвижения.

Я конечно согласен с тем, что здесь мы можем оценить сразу три плана работы:
- взаимодействие тютовских актеров с материалом, искренняя заинтересованность тютовцев в сложной и содержательной классической прозе. Здесь спектакль достоин практически только поздравлений.
- художественная разработка произведения автора. Эффективность донесения Достоевского до зрителя.
- само наличие данного театрального подхода в театре.

Споры о трактовке всегда были показателем если не совершенства, то яркости авторской мысли. Да, я согласен, что негодяи Достоевского заслуживают больше, чем просто обозначения своего негодяйства. Не только потому, что это лишает действие интриги. Негодяйский негодяй будет слабее, ему чтобы унизить или оскорбить кого-то понадобится найти оппонентов совершенно беспомощных. Федор же Михайлович, тонкая бестия, натравливал своих монстров на противников совсем не беззубых. Поэтому Свидригайлов, Верховенский, Фома Фомич говорят именно то, что мог бы сказать и читатель, о чем подумал проницательный автор. Они кругом правы - в этом основная их жуть. Мы не успеваем подумать, что же за гад, этот Алеша, который девушке рассказывает, как любит другую, как Князь тоже замечает что Алеша гад. Князь манипулирует, но не задуривает головы, а просто говорит то самое, что собеседники не говорят самим себе.
Но все это важно, если вы цените в Достоевском вот этот жутковатый цирк, эту психологическую эквилибристику, "как оно работает". Но не следует забывать, что автор этот многоплановый, а "Униженные и оскорбленные" это по сути своей не столько триллер, сколько мелодрама. Уверяю вас, я поглядывал на зал, и видел людей, утиравших слезы в третьем действии, там где речь заходит о прощении. Этот Достоевский, Достоевский-проповедник, имеет то же право на существование, что и любимый мною или вами Достоевский-аналитик. В субботу в антракте я подслушал впечатления зрителя, здоровенного парня лет двадцати. "Я обязательно приду завтра, - говорил он: - просто душу вынимают!". Еще раз говорю, спектакль этот не обличающий, а поэтический, и сюжет произведения вполне позволяет развить его в эту сторону, найдя своего, столь же поэтически настроенного зрителя. Хотя лично я, должно быть из за врожденного цинизма, никогда не относил ФМ к авторам над книгой которых можно расплакаться.

Около десяти лет назад в нашем репертуаре был спектакль "Портрет". Он игрался довольно редко и был не похож на большую часть любимых и популярных тогда спектаклей. Настолько непохож, что вызывал порой раздражение, выражавшееся в упреках - частью технически справедливых, частью надуманных, но в обоих случаях не отражающих сущности явления.
Явление же шире сравнения технических достоинств, и заключается в необходимости непохожести в театре. Так уж получилось, что Достоевский это наш сегодняшний "Портрет", с той лишь разницей, что вряд станет принято (модно и обязательно) ругать его за то, что он непохож на мэйнстрим.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
х
Повелитель тем


Зарегистрирован: 25.04.2010
Сообщения: 4179

СообщениеДобавлено: Вт Мар 31, 2015 9:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

в этом произведении ФМ мелодраматизма достаточно и он проник бы сквозь любые двери, сколько бы их не было, поэтому я решилась немного поспорить. вероятно очень хотелось увидеть этих всех людей Достовского, которые похожи каждый на шкатулку с секретом, с двойным дном. собственно они были уже. Ихменев - страшный, но добрый внутри (он был похож на чудовище из аленького цветочка какого нибудь)), Нелли в субботу - маленькая, беззащитная, но наполнена чужой ненавистью,как бомба, так, что не выдерживает и заболевает, потому что уж плакать она точно не будет, а лучше милостыню пойдёт просить. и это при том,что её историю мы узнаём в урезанном виде в конце. не дедушку она простить не сможет, а князя на самом деле. да и Наташа в субботу была проницательна и серьёзна, как будто каждый шаг свой взвешивала после того, как поддалась порыву уйти из дома, но уж тут была другая чаша весов перетянута. влюблённости её как будто бы и нет...хочется вот так догадываться - что же на самом деле каждый из них несёт в себе и от людей прячет. тогда и тонкость возникнет, но повторюсь - это надо понимать откуда -то из жизни...для Вань так тут же просто такой раздрай, что даже завидно Wink. Более подробный сюжет добавил бы зрителю понимания скрытых мотивов героев...хотя, если вслушиваться в скороговорки князя и других, они ведь многое рассказывают вроде бы, но так быстро,что не придаёшь их словам значения, может в этом дело...? он, конечно давит не вербально, пританцовывая, но скорее похож на мелкого шулера, вырядившегося чёртом, а не наоборот
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20309
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 31, 2015 11:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати у исполнительниц Нелли та же раскладка, что и у Достоевских. Марина здорово говорит - получается не высокомерная ярость, а нечто вроде знания едва переносимой истины. Вторая Нелли здорово молчит - финал второго действия страшнее и необходимее всего действия.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group