Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Московские спектакли

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Янв 29, 2024 1:07 am    Заголовок сообщения: Московские спектакли Ответить с цитатой

С некоторым удивлением я обнаружил, что такой темы на форуме вроде бы нет. Это странно, как и то, что нет на форуме отзывов ну пусть не на одиозные творения минкульта разных масштабов, а на "Женитьбу" в добогомоловском театре на Малой Бронной, на "Женатого таксиста" с Добронравовым в Сатире на Большой театр. Да не с каждого я выходил потрясённым, но впечатления-то были, не говоря уж о спектаклях посмотренных невживую.

Ну да ладно, это дело прошлое.

Посмотрел я наконец-то мюзикл Мела Брукса "Продюссеры" в постановке Калягинского театра Эт сетера. Опять же нет нужды повтороять, что Калягина я очень уважаю, как актёра и слышал о нем много недоброго, как о чиновнике и хорошего, увы, не жду. Как и от самой идеи Мела Брукса перепеть свой первый и самый удачный фильм в музыкальное представление. Почему фильм даже не стал смотреть.

Прежде всего я был взбешён, когда обнаружил, что в "Весне для Гитлера" Гитлера придётся играть фашисту-драматургу. Не успел я вскипеть, как драматург сломал ногу, и Гитлера сыграл нетрадиционный режиссёр, что не отменило главного ужаса - из сюжета пропал ЛСД. Поверить в то, что Мел Брукс не понял или забыл одну из лучших своих находок, я не могу. Ведь очевидно же, что когда в команде Гитлеровской постановки присутствует не только тандем фашист-эгегей, но и солирует хиппан-наркоман, ситуация обретает совершенно другую достоверность и убедительность. В том-то и дело, что Гитлера зазевавшись можно сыграть будучи даже не евреем, и не негром, а, например теннисистом или барменом.

Но когда стало ясно, что потеря ЛСД, а также рифмы "шли к цели прямиком, всё было дерьмом", - неизбежны, пришлось отмотать на начало и посмотреть спектакль целиком.

Знаете, это пожалуй наиболее осмысленный мюзикл из тех, что я видел во взрослые годы и которые могу вспомнить. Это имеет большее право на существование чем "Джекил и Хайд", "Антигона" и "Кошки". Не потому, что "Ушастые истории" или "Белый Петербург" чем-то серьёзно хуже, а потому - мне кажется - что всюду мюзиклы создают композиторы, а играют певцы, а тут все-таки автор - кинорежиссёр, а играют - драматические артисты. Я сравнил бы это с "Оводом" и "Тарелкиным" советского времени, если бы не тот же водораздел, что отличает мюзикл "Продюссеры" от того старого фильма "Продюссеры".

Изменилось не качество работы. То есть конечно, современные российские актёры (я не узнал ни одного, но вполне возможно, что там играют известные - я даже знать об этом не хотел бы) скорее всего играют не так многопланово, как Ивченко и Боярский, как Зеро и Уайльдер. Но это, скажу страшную вещь, утрачивает значение в мюзикле. Да, в сравнении они проиграли, но ведь когда смотришь спектакль достаточно быть захваченным происходящим. и ни с чем сравнивать уже не станешь.

Да, здесь это происходит. Да, снова и снова авторы спектакля играют самым, пожалуй верным для мюзикла маятником, заставляя зрителя следить не за событиями и характерами, а за собственным отношением к происходящему. Вот это глуповато смешно. Вот это и правда смешно. Вот это грустно. А вот это страшно. И этих перемен на спектакль вполне хватает.

Другой вопрос, что оставаясь той же самой историей по событийному ряду, фильм ушел от первоисточника, вот по этому самому отношению зрителя к происходящему. И это стала другая история.

Теперь элементы этой истории хорошо узнаются. Мы сочувствуем маленькому человеку Блуму и хладнокровному авантюристу Байлистоку потому что они хоть что-то сделали. Этих маленьких мистеров Целлофанов и славный-пройдох-Воробьёв мы не просто уже где-то видели, мы живём в их компании постоянно, как в детстве жили среди персонажей Весёлых картинок. Другой вопрос, что здесь мистер Целлофан, не вылезает за своим сочувствием посреди сюжета как крот из кротовины, а вполне логично и не слишком заумно несёт заявленную тему через весь спектакль. Здесь есть шутки про ИКЕЮ и Путина, такие мягонькие, что зал может им аплодировать, такие шутки как леденцы к авиабилету - ведь зритель любит чувствовать, что сходил на что-то чуть ли не запрещённое, но здесь они являются тем, чем и должны - приправой, а не основным блюдом. Здесь есть очень много издевательства над немцами и гомосексуалистами, такого приятного издевательства, которым приятно и повозмущаться и повосхищаться, если уж совсем делать нечего. Но это всего лишь означает, что мир стал другим. Что если в семидесятые годы шутки в эту сторону казались "ниже пояса", то сейчас они, условно говоря, настолько "выше", что уже тянут на репризу "Авас". То есть уже не про кавказцев даже эта реприза, а про тупого доцента.

И вот тут-то и таится дьявол. Мюзикл "Продюссеры" оказался крепко и правильно сколоченным высказыванием на довольно важные, и безупречно необидные темы, означающее, что в любой, даже самой идиотской и смешной ситуации, в ситуации, где собственно все идиоты, есть место и прекрасному - дружбе, любви и даже творческому горению, и ужасное - потому что шутки по поводу фашизма нет-нет да и начинают смотреться не шутками, а серьёзным разговором на серьёзную тему.
И это сделано хорошо. При не всегда хорошем переводе, всё же хорошо.
Но сравнить по этим параметрам мюзикл со старым фильмом положительно невозможно.

Ведь фильм не был серьёзным разговором. Фильм был провокационным сатирическим высказыванием. Вот в нём-то как раз (как и должно быть в сатире) постоянно висел вопрос: "А так вообще-то можно? А на эту тему вообще-то можно?". И авторы как бы говорили зрителю: а кто ты - человек - вообще такой, чтобы задавать вопросы о том, что можно, а что нет. Ты что, чем-то менее идиот, чем вот эти смешные персонажи. Да, забавные, да не вызывающие никакого опасения, да, порой очень даже симпатичные - но и очень смешные. Оставь мысль, что если ты пришёл в театр с правильными антифашистскими убеждениями, ты уже защищён от того, чтобы оказаться идиотом. Ты идиот, даже не потому, что ты тусовщик, нацист или зоофил, того, что ты человек - вполне достаточно. Что делать по этому поводу? Смеяться разумеется.

И вот этого, сатирического посыла в нынешнем мюзикле (полагаю, что и в киномюзикле Брукса) увы нет. И не потому, что театр Калягина не потянул бы его воспроизвести. А потому, что зритель театра Калягина, вот мы с вами, сейчас к этому посылу не готовы.

Мы не можем себе позволить сказать "да будем смеяться и всё". Причём не только мы - граждане РФ или Германии, жители планеты Земля несколько утратили тот здравый цинизм, на который рассчитывал когда-то Мел Брукс. Не все, нет. Но зритель в массе - утратил практически безвозвратно. И сейчас "Продюссеры" вынуждены переводить стрелки на то, как тяжело быть офисным планктоном. Оно конечно тяжело, и лирическая сцена быть должна. Но вот в фильме её не было - Ула просто танцевала под музыку, а драматург не лез на сцену, и фильм можно было закончить в тюрьме, а не как сейчас - обещанием, что все выйдут из тюрьмы.

Потому что сейчас шутить про тюрьму страшнее, чем про войну. Про войну как ни шути, это будет не та война. А тюрьма она и в африке тюрьма.

В общем, театр Калягина, которого я не люблю, и Мел Брукс, которого я до сих пор уважаю, сделали всё, что могли.

Да, мистер Саймон - по всем показателям это настоящая любовь. Но не естественная. Потому что мы отказались от естественной много веков назад. и уже стёрли предыдущее внушение...
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group