Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Ответ на претензию

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Казанга-4
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Июн 20, 2022 8:30 pm    Заголовок сообщения: Ответ на претензию Ответить с цитатой

Как ни странно, но за прошедшие три дня, ко мне поступило (по разным каналам) БОЛЕЕ ДЕСЯТИ (!) вопросов (бесед, переписок) сходного содержания. Формулировки конечно были разные, но в сухом остатке вопрос звучал примерно так: "Почему Роберт Шекли сейчас не срабатывает?". В более широкой и корректной формулировке изложить претензию можно так: "Почему моральные нормы и основы, на которые опиралось наше поколение с детства и до относительно недавнего времени не работает - идёт война, причём ситуация может ухудшиться и дальше?".

Не все вопросы были сформулированы, как вопросы. Некоторые выглядели как утверждения, намёки. Будь они заданы по отдельности, я бы может и не распознал их сходства. Самым удивительным явилось для меня то, что вопрос этот возник одновременно у людей, занимающих разную и даже противоположную политическую позицию в текущем конфликте.

Но когда количество обсуждений приблизилось а затем и перевалило за десяток, я, будучи подкованным двумя годами пандемии, понял, что это отнюдь не случайный вопрос, а вполне коллективная реакция, обусловленная каким-то сочетанием внешних факторов. Я не могу пока расшифровать, почему эта реакция возникла именно в эти 3-4 дня, но знаю по опыту, что есть периоды в пандемии, когда все знакомые не сговариваясь начинают спрашивать: "Да где же ваши антибиотики?" или "А правда ли, что врачам дано распоряжение не лечить детей, стариков и мужчин?".

Массовый запрос и обрабатывать нужно массово. Но отвечать кратко, чтобы ответ не оказался просто ещё одним криком души в общем хоре. Совсем кратко не получится, так что я попробую в стиле наших эпидемиологических дайджестов.

Но до начала, оговорюсь: моя личная позиция неизменна. В конфликте виноват агрессор, и он должен потерпеть поражение, причём "должен" в обоих смыслах и "хорошо бы" и "так и будет". Однако сущностный ответ никак не зависит от моей глубокой убеждённости, что "Роберт Шекли был бы сейчас на нашей стороне".

1. Речь идёт не о том "С кем сейчас Иисус?". Более того, человечество не раз наблюдало, что постановка вопроса таким образом (с кем наш добрый учитель? с нами ли бог? - ну конечно с нами!) приводит отнюдь не к добру. И проблема тут не в самом Иисусе, а в том, что учение о добре не является волшебным зельем, запихивание которого в походный ранец гарантирует солдату, и тем более армии солдата мгновенное моральное преимущество. Поэтому гораздо правильнее спросить так: ведь Шекли рассказывал именно о том, что сейчас нам всем угрожает? Как же так?

2. Можно конечно впасть в депрессию по поводу: "Он же нас (человечество) предостерегал, а мы не предостереглись!". Есть даже такой неофициальный жанр "фильм-предостережение", "роман-предостережение", примерно столь же осмысленное, как "таёжная драма" или "спагетти-вестерн". В спагетти вестернах нет никакого спагетти, а в произведениях практически никогда нет предостережений, то есть реальной попытки взять и предотвратить все убийства старушек-процентщиц.

3. Ценность произведений Шекли (м любых других, включая спектакли по произведениям Шекли) не в том, что они предостерегают или дают некий рецепт, так же, как не даёт никакого рецепта любви "Ромео и Джульетта". Фраза "не враждуйте с соседями, позволяйте дочке тайно венчаться в 13 лет, и будет у неё долгая счастливая любовь" отдаёт безумием. С какой стати она будет?

4. Отсюда закономерно хочется сделать следующий тот самый вопрос-вывод, который в разных вариациях и изложениях я получал вчера десять раз. "Это, что же, Пётр Алексеевич - пришло время сказать, что вся стройная система морали, которая казалась нам такой убедительной, начиная с детских сказок и кончая гуманистической фантастикой - на самом деле не работает? На самом деле, как показывает практика, это не сила, а слабость?". Ведь вот же мы читали, играли, снимали, а в итоге всё равно война?
То есть вот мы мыли-мыли руки, делали-делали прививки, принимали-принимали антибиотики, а в итоге всё равно, ковид, диабет и кариес? Так, может уже хватит мыть руки, а нужно погрузиться в спасительный ил, и грязь, ведь бегемот в грязи лежит и вон он какой здоровый?
Думаю, уже на этом этапе аналогии понятно, что перестать мыть руки, сорвать акваланг и выбросить аптечку конечно можно, но силы это тебе в сумме не придаст.

5. "Но, Пётр Алексеевич, они ведь реально сильнее! Вот я вчера сказал в соцсети, что "не надо людей убивать", а мне ответили "это не люди, их можно убивать". И вот представьте, что я его (её) встретил не в соцсети? Кто кого убьёт?
Это зависит от того, где "не в соцсети". Если встреча произойдёт не на войне скорее всего никто не убьёт никого. Если на войне, то скорее всего убить могут каждого в одинаковой степени.
Не следует рассматривать как моральное преимущество, проявление психической реакции. Сейчас ВСЕ МЫ (и ВСЕ ОНИ) подвержены в той или иной мере военному реактивному психозу со всеми возможными вариантами его проявления: уходом от реальности, агрессией, депрессией, тревожностью... Все эти варианты мы наблюдали два года до того, в совершенно аналогичной ситуации - во время ковидной пандемии. Во время ковида, например, здорово обнаглели пропускатели в турникеты метро, да и у врачей здорово выросло самомнение. Но это же не значит, что теперь до скончания веков нами будут рулить злодеи в белых халатах.

6. Но ведь Шекли такой весёлый! У него всё всегда кончалось хорошо!
Где кончалось хорошо? Это в "Страж-птицах" у него всё кончалось хорошо? Или в "Паломничестве"? Или в "Ордере", где забытые на необитаемом острове горюют, что их не забрали на большую землю?
Театральным людям, которые обычно гордятся своим скепсисом, цинизмом, и знанием матерных частушек, неплохо было бы чуть адекватнее относиться к собственному пафосу. Да, да, тому пафосу, который искусству необходим как минимум на аплодисментах. Это что же получается, товарищи? Это мы, значит, после всех показанных ужасов спроецировали землю на экран, повальсировали под "Маленький цветок", Солдат пожал руку Тому, Дюла вернулся домой, и что? Это мы уже при поддержке Шекли и Эркеня, что ли уже победили войну? Победили ложь, глупость, зависть, лицемерье? Победили смерть, которая каждого из нас ожидает?

7. Да разумеется нет, и было бы очень странно, если бы задача искусства ставилась таким образом - улучшение вселенной при помощи заклинаний. Типа, нас же научили "Авада кедавре", а применять запретили, и это, братцы, наша слабость, потому что они-то её по нам применяют, а мы её по ним нет.
Это. Не. Заклинания. Гуманистическая литература не тем сильна, что она даёт заклинания. Всякий раз, когда она отвечает на вопрос "Что делать?", а равно и "Чего не делать?" она - говоря мягко - ошибается. Потому что сила гуманистической литературы вовсе не в рецептах, а в анализе. В достоверном, правдивом, подробном исследовании.
И тут Шекли и мы с ним вместе никого не обманывали. Любовь Саймона кончается пулемётным огнём. Прекрасные отношения Гелсена с Макинтайр кончаются двухсотлетней войной! Двухсотлетней!

8. Ага, говорит мне восьмой по счёту собеседник. Получается, Пётр Алексеевич, что Шекли, Родари, Крапивин, Конан Дойль и Чапек нас и не обнадёживали. Мы-то конечно, когда ставили спектакли, шутили, веселились, вальсировали, но надо было заранее понимать, что всё это не работает, что Джил не вернётся, что Дюла не вернётся, что вообще никто никуда никогда не вернётся потому что Фродо кольцо пропил?
Нет. Так тоже не получается.
Было бы грубой ошибкой воспринимать весь позитив, весь юмор, весь, не побоюсь этого слова, оптимизм, который содержится в произведениях перечисленных авторов. Оптимизм это не ошибка. Оптимизм это не хорошо замаскированный пессимизм. За пессимизмом вы, пожалуйста, обращайтесь к Бодлеру, к Кафке, к Лавкрафту и Сартру, причём обращайтесь в тот момент, когда вам будет уж так хорошо, так спокойно и комфортно, что надоело. Можете ещё в церковь сходить.
Гуманистическое искусство не позволяет себе такой роскоши, как пессимизм. Потому что работает в более трудных условиях.

9. Да как же оно работает, когда не работает. Нам уже плохо! - как говорил крокодил Гена.
Друзья, давайте вспомним одну единственную фразу, которую говорил Саймону мистер Тейт.
- Это ни в коей мере не обесценивает...
Думаю, всем эта фраза нравится. В такой примерно трактовке: Ну надо же! Этот Тейт конечно сволочь, но и сволочь может сказать правду! Конечно этот несчастный Саймон сейчас не в том состоянии, чтобы это ему помогло. Ему сейчас на это плевать. Но я-то со стороны понимаю, что Тейт сказал правду. Саймону, бедняге, это не поможет, но мне-то, везучему и перспективному, а также моим зрителям, моим близким, моей девушке, которой я расскажу этот классный рассказ, конечно поможет...
Ну вот мы все и Саймоны. Перспективы туманны, девушка смылась, в руках пулемёт. А вы как думали? Вы думали, Роберт Шекли нам затем эти рассказы сочинял, чтобы мы их с умным видом со сцены играли? И всё?
Ничего подобного. Он сочинял их не для нас или вас. Не для наших или ихних. Он их сочинял для ВСЕХ. Чтобы все знали, что так бывает, что так и будет. Вплоть до двухсотлетней войны. До "Пиявки" и до "Человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу" - которые, не исключено, ожидают в какой-нибудь "второй серии".
И боги у нас тупые. И в кастрюлях они нас варят. И пищей их мы являемся.
Но не затем же это всё рассказывает Затворник Шестипалому, чтобы втолковать слабость и неэффективность гуманизма! А затем, чтобы цыплёнок наконец понял - нет лучшего способа, относиться ко всему этому, как спокойно и с юмором.
Сейчас непременно кто-то спросит: "А если тебе ноги отровёт, и семью твою снарядом убьёт, ты тоже будешь спокойно и с юмором?". Да. Когда я справлюсь с естественной психической реакцией - я постараюсь, спокойно и с юмором. И когда после долгой безоблачной жизни я буду помирать, тоже постараюсь. Насколько мне в этом помогут Шекли и Эркень, зависит уже от моих личных способностей. Писатели-гуманисты сделали, что могли.

10. Так это что же получается, спросят меня. Получается, что Шекли просто с долей здорового цинизма описал всё, что у нас сейчас творится? И нам нужно воспринимать это бодренько, без негатива, поливать врагов красным вином, как это делал Чипполино, и браво командовать собственным расстрелом, как это практиковал Овод? А вы, Пётр Алексеевич, потом наверно, ещё и пьесу про всех нас напишете?
Я понимаю, понимаю вашу иронию. А вы понимаете, что снова говорите о "рецептах борьбы". А автор не создаёт рецептов. Даже когда он рассказывает о том, как Том-рыбак всех победил, это не рецепт "Будь добрым лосём, соблазни трактирщицу, отбери пулемёт у солдата отдай Инспектору".
Каждый из нас может быть добрым лосём. Проблема в том, что у нас нет таких трактирщицы, солдата и инспекткора.
Вот тут и зарыта собака. Священник, который благославляет войну, это не инспектор Дилумейн. Тот, кто проштампует мозги вашей девушке это не мистер Тейт. Пропагандист в телевизоре, который продаёт войну под "война ужасна", это не славный парень Джо.
В книге они должны быть славными парнями. Парнями, с которыми ясно что делать. Кого простить. Кого в водопад. Кого переодеть в Гелсена с секретаршей.
А нам достались вот эти - с военным психозом. Выбравшие такую реакцию на военных психоз, что сами стали его частью. Наша проблема сейчас разобрана не у Шекли, а у Эркеня. Там где война - там майор Варро.
Про то, что войну закапывают под мальвами рассказано тоже в гуманистическом произведения. Но рецепта нет и там. Как это происходит, и как скоро в каждом конкретном случае мы просто увидим. Дождёмся и увидим.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Казанга-4 Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group