Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Суд над Хольгерссоном

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Май 25, 2022 2:19 pm    Заголовок сообщения: Суд над Хольгерссоном Ответить с цитатой

В этом году удаллось посетить лишь один студийный показ, зато он - каким-то удивительным образом - оказался на сцене, со зрелищниками, которые говорили здрасте и пропускали даже в двери третьего этажа. Более того, зал во всяком случае казался переполненным и реплики персонажей "Ух ты, народищу!" при всей своей рискованности играли. Спектакль (а как его ещё назвать?) проходил в каком-то санкционном режиме по свету, звуку и декорациям, но они тем не менее были! В общем, это был режим показа, знакомый мне по участию в студии В.С.Иванова "Тили-тили-тесто", или Е.Ю.Сазонова "Ящерица" когда студийцам в награду за год обучения удаётся выйти на сцену. Да, это порождает риски, из которых главный тот, что актёры непременно скажут: "А давайте так и играть этот спектакль". Но я оставался и остаюсь в убеждении, что этот максимальный риск - минимальный и окупается с лихвой отдачей и зрительским впечатлением.

Короче говоря, спектакль, как мне кажется, удался - а так коротко и ясно на студийных показах доводится говорить нечасто. Засвидетельствовав это, я наконец-то могу (тоже кратко), сказать, что в этом спектакле были все НЕлюбимые мною фирменные фишки режиссёра-постановщика, которому я наконец-то расскажу о них при встрече, упомянув здесь одну, не техническую, а концептуальную - пессимизм. Это опять пессимистичная трактовка не очень то пессимистичного произведения, то, что в каком-то давнем капустнике называлось "А Винни-Пух у нас будет жить на заброшенной АЭС". Ну что ж, мне это по-прежнему не по душе, бесит меня, когда берут Достоевского, Кафку или Босха и делают их "чуть посерьёзнее". Бесит независимо от времени года и эпохи.

Примерно в таком настроении я и начал просмотр спектакля, когда увидел на сцене канцелярскую мебель и какая-то женщина секретарского вида прошла через зал. Если бы она вышла на авансцену и сказала "Я - норвежская писательница Сельма Лагерлёф", я был готов на крайние меры. Но к счастью секретарша оказалась секретаршей, а секретарша это всегда надёжно.
Поскольку спектакль видимо не будет больше играться, не открою тайны, сказав, что инсценировка была построена по правилам советского школьного театра "Суд над...". Саня Григорьев, как мы помним, судил Онегина, Миша Поляков - Мещанство и Нэпманство, мы в школе судили Силу Трения, и наконец не так давно в ТЮТе судили Винни Пуха.
В данном случае судили Нильса. Приём был совершенно понятен, даже предсказуем, но парадоксальным образом эта предсказуемость не убирала зрительского интереса. И интересно было не только то, какие эпизоды сказки выживут (кто бы мог подумать, что из всех гусей, гусынь и гусят, сохранится лишь два - по одному диалогу - диетическое меню). Залогом успеха стала пародийность, бьющая вовсе не по тексту любимой сказки, а по самой настоящей действительности. А реализацией этого залога стало понимание актёрами поставленной задачи (или такая настройка педагога, благодаря чему задача выполнялась сама - что собственно, одно и то же). В сочетании повествование - опять же весьма рискованно - прошло по грани ситуации, когда актёры просто проговаривали бы горы юридических формулировок. Но в том-то и дело, что тут не было "сатиры на современное судопроизводство". Это даже не вполне и похоже-то было на суд (праведный или нет). Это скорее был ряд обычных человеческих конфликтов - но зато самых актуальных, самых узнаваемых, самых животрепещущих. Не бывает суда, где судья убегает из зала, чтобы успокоиться. Но зато сплошь и рядом так сейчас делают все - от продавцов до президентов, от священников до киллеров, от врагов до друзей.

И из стандартного суда у актёров постепенно начала получаться самая настоящая беседа с залом. И зал как-то внезапно выпал из вечного проклятия "родительских зрительных залов". Все знают, как ужасен зал, где у каждого актёра "пришла бабушка, ничего не поняла, но весь спектакль шептала: наша кроха, как она выросла, уже по сцене ходит!". Это так же страшно, как актер, начинающий приветственно махать рукой со сцены. Это может убить любой, самый продуманный, самый отточенный и отрепетированный замысел.

Студийные показы почти всегда такие. В самом лучшем случае внимательный и прокачанный зритель может взять себя в руки и "считать смыслы", то есть догадаться, что актеры там себе думали, и что пытались выразить. Никаких слёз, никакого вздоха, никаких "расколов" от зрителя в этом случае ждать не приходится. Мы его не рассмешили, но он "хотя бы понял, в чём соль аттракциона". Повторюсь, на студийном спектакле так почти всегда бывает, для студийного спектакля и "считывание смыслов"-то - большой успех.

Спектакль про Нильса не просто избег этой опасности, он её просто напросто смёл. В какой-то момент, зритель обнаружил, что он не "угадывает, что хотели сказать ребята", а слышит о чём говорят ребята. И - нет, это началось не на крысах. Это началось уже на папаше_Хольгерсоне, и особенно на Смирре-младшем, хотя один запинался, а второго, спрятавшегося за забор было ни фига не слышно... Но приходилось вслушиваться, приходилось вытягивать к нему уши... Потому что гибель уголовника-папани, у которого ещё и шило оказалось (это у лиса-то), тянуло уже на ситуацию, которую мы никогда в сказке Лагерлёф не прочитаем. И совершенно не было ощущения "а дети-то и не понимают, о чём у них текст". Да прекрасно они понимают (не побоюсь, этого слова, лучше чем в сказке - где я лиса всегда жалел), что надо было, блин этому уголовнику не кидаться с шилом на людей, а по крайности хотя бы научиться плавать, и это не грустно, а в общем-то довольно весело, что впрочем не значит, что нужно тут же и второго утопить, он хулиган и невоспитанный тип, но весёлый, прикольный, да и отца в общем-то не посрамил.
И пошлО, и пошлО...
И на истории с бельчатами все уже ржали. А вы припомните пожалуйста, в какой адаптации сказки вообще сохранились эти бельчата. А тут это не просто милый анекдот, это - на секундочку - посягательство на общепризнанную (кое-где) истину, что в Сконе живут одни тупицы. А это не внутрискандинавское дело. Это вечный вопрос о том, что считать умом, своеобразное "в чём сила брат". И не просто неожиданный, а неожиданно убедительный ответ.
Таким образом, до крыс зрительный зал дошёл уже с основательным багажом сопереживания героям. И это крайне важно - именно в силу зловещей и чудовищной важности в настоящее время самих крыс. Крысы, это конечно зал затих... Вернее нет... Зал зашебуршал... Но, нет, братцы, это не было утратой внимания и потерей номерков. Это было невысказанным вопросом: "я один это вижу и слышу? А они-то сами понимают?.."
Да, понимают. Я не поручусь, что все понимают одинаково и "правильно" (в смысле так же, как понимаю это я). Но крыс, обряженных в очень рискованную одежду и говорящую очень рискованные фразы норвежской писательницы, удалось "вывести за скобки". Это были именно крысы, и то, что писательница под крысами подразумевала. И когда зал ощутил, что ему не предлагают подписать крысиной морде ФИО и таким образом подставиться под статью, а рассказывают именно о крысах во всей сложности их появления, размножение, эпидемиологической роли и неизбежной гибели (с обещанием вернуться), зал не перевёл дух, не скривил гримасу и даже не похлопал по плечу со словами "спасибо, остренько", а просто взорвался аплодисментами. И это были аплодисменты, которыми родители - я уверен - совершенно не были готовы награждать собственных детей. Так что - сюрприз.
Но и этого-то оказалось мало. Дальше были две прекрасные статуи, которые и сами-то по себе радовали взгляд, и поблагодарили бы их за это как ещё одних бельчат. Но тут вдруг поднялся Нильс, и мы вдруг узнали, вернее вспомнили, что эта глава вовсе не только про то, как отвратительный тиран угробил добродетельного боцмана. Я же корабли строил... Я же хотел, чтобы страна была сильная, красивая, уважаемая, как военный корабль... А получилось... Ну это вы через сто лет скажете, что получилось...
Но и это оказалось не всё.
На закуску вышел Мартин. Вышел и всех добил. Это безусловно заслуга актёРА, но и актёРОВ, всех кто дотащил спектакль до этой сцены. А сцена получилась просто-таки уникальная. Думаю, никого не задену если скажу, что исполнителю роли Мартина (как и почти любому студийцу) - пока не хватает техники. Да, наверное на репетициях всем забавно, что он "вылитый Мартин", но на сцене конечно сразу проявляются технические навыки - мизансцена, сценречь, подача текста зрителю. Мартин играл безо всего этого.
Но произошло почти что чудо. Весь предыдущий спекталь настолько уже убрал синдром "бабушка в зале", настолько уже всем было занятно, а что и главное а о чём будет рассказано в следующей картине, что зрители перестали быть критиками. Теми отвратительными существами, которым показывают содержательное произведение, а они морщат носы и говорят - ну что у вас за шнурки в ботинках, неужели нельзя было получше купить? Ты им про замысел, про идею, про нравственную тему, а они найдут какую-то пустяковину, и как заведённые: а костюмы? а сценречь? а пэфэдэ?
Так вот эти поползновения к сцене с Мартином были в зрительном зале придушены напрочь. И получилось то, что бывает иногда в великих театрах. Он говорит тихо? Значит надо слушать внимательно. Он отвернулся? Значит так надо. Он говорит "как будто не на сцене"? А давайте послушаем, что он говорит?
Так Лев Дуров играл. Это не значит, что студийцы за год или полгода доросли до его уровня. Просто так совпало, что эффект тот же.
И в итоге зритель в кои-то веки он ещё даже не вышел, а над ним уже плачут. Хлюпанья в зале пошли после фразы "когда моего друга подадут на стол". А ведь никогда в сказке про Нильса тут никто не плакал.
И в результате не так уж важно стало, что мы заранее уверены - Нильса не засудят. Всех в зале уже настолько пришибло размышлениями о себе самих, что оставалось только поаплодировать.

Редкий результат. Не для показа, а для любого спектакля.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Чт Май 26, 2022 3:10 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Лавров
Пол Дрейк


Зарегистрирован: 30.06.2003
Сообщения: 2552

СообщениеДобавлено: Чт Май 26, 2022 2:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо большое за отзыв. Признаться, я конечно подглядел идею о суде, но вот что наверное важно сказать не у школьных театров и даже не в ТЮТе, так как напрочь забыл о суде над пяточком или Гамлетом, которого, к слову не видел. Я писал работу о БДТ и просматривал старые спектакли Г,А. Товстоногова и наткнулся на совершенно удивительную постановку, которая меня поразила своим смелым ходом. Спектакль назывался "Правда и ничего кроме правды" и там на сцене стоял зал суда, а зрители как бы то же в нем сидели. Очень захотелось так же сделать. Актеры выходили прямо из зала на сцену. Было полное ощущение, что зритель участник спектакля.
_________________
Самураи в траве неспроста
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Май 26, 2022 3:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну это вполне законный под-под-под-жанр - драматургия-драма-судебная драма-стилизация под судебную драму. Со своими законами, плюсами и опасностями. В данном случае приём сработал.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Книга отзывов Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group