Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Книги, которые мы выбираем
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 18, 19, 20
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Май 26, 2021 1:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
Друзья! Если женщина написала и опубликовала за свою жизнь один замечательный роман, это уже замечательно! Если кто-то потом вытащил и опубликовал от её имени ещё один текст, плох этот текст или хорош - ситуации не меняет. Да, жизнь полна тайн. Да, всегда есть, пусть и ничтожная вероятность, вероятность, что за Шекспира всё написал король Артур, за Марадону играл загримированный Горбачёв, а я, это не я, а индонезийский шпион, со стойкой амнезией и ложной памятью. Но если учитывать все вероятности, начиная с таких, ни о чём вообще не получится ни говорить ни думать, кроме того, что весь мир - большая иллюзия.



Эрик писал(а):
Зря ты всё-таки по поводу и без повода приплетаешь Шекспира. Нет, я, конечно, понимаю, кого и на что ты стараешься спровоцировать..... Но всё равно зря. Шекспировский вопрос возник не вчера, и даже не в прошлом веке, и думали над ним не только один несчастный академик и один ушибленный на голову режиссёр. Просто тут как раз тот случай, когда, если чуть поднапрячься и вникнуть в имеющиеся в доступе факты, кое-какие вещи становятся совершенно очевидными. В чём-то, несмотря на минувшие с тех пор четыре столетия, куда как более очевидными, нежели в вопросах авторства Ершова, Гладкова или Шолохова. Или даже Харпер Ли.


Конечно, было бы интересно узнать твоё мнение, кого и на что я стараюсь спровоцировать... Но, боюсь, столько народу на форуме просто не наберётся. Ведь получится, что я пытаюсь провоцировать, всякий раз, когда упоминаю что-то, что мне не нравится. А этого немало, мне не нравятся, например:
- спекуляции на конспирологические темы - Шекспира не было, америкосы не летали, коронавирус - выдумка аптекарей, чтобы помешать театральным режиссёркам ездить на мальдивы
- лицемеры, карьеристы, пафосные болтуны - Хаматова, Хабенский, Кейдж, протоиерей Ткачёв, Иван Охлобыстин
- нацисты, националисты, диктаторы, ксенофобы, манипуляторы ксенофобами - Лимонов, Триер, Сурков, Жириновский, Лукашенко, Кадыров
- эгоцентристы, воображающие, что их слезинка стоит гибели цивилизации - борцы с угнетением одуванчиков лютиками, и пламенные активисты спасения лолит от гумбертов, и гумбертов от лолит
- шарлатаны
- дураки
- подлецы
- стукачи
- жандармы
и ещё чертова уйма понятий и категорий. Мир несовершенен, видите ли. И когда я говорю о мире, почти всегда приходится говорить и о каком-то из его несовершенств. Так все делают. Ты, например, уничижительно говоришь о "Сумерках", видимо для тебя они - критерий несовершенства мира. Главное, чтобы описание несовершенства не превращалось в самоцель, чтобы и Шекспир и Хаматова и Сумерки были упомянуты не ради "Карфаген разрушить", а в качестве объяснения механизма какого-то нового явления.

Вот я наблюдаю, как безобидная затея с вытаскиванием из чулана "ещё одного романа великой писательницы" работает против самой великой писательницы. И механизм здесь включается тот же, что подпитывает "шекспировский вопрос".

Вопрос этот, и правда - возник не вчера. И даже не вчера превратился в анекдот. Не поленюсь вспомнить, роман Агаты Кристи "Конь бледный", где этот вопрос волнует молодую маникюршу, находящуюся в тусовочной компании на положении дурочки. Она плетёт чудовищную чушь, воображая, что ведёт светскую беседу на интеллектуальные темы. В детективе это нужно для того, чтобы ОДНА из её нелепых фраз, оказалась не нелепицей, а ниточкой к зловещему преступлению. Чтобы спрятать эту ниточку, она спрятана среди очевидной ерунды, и вот в этой ерунде отчётливо звучит "Но ведь Шекспир не писал свои пьесы". Это всё равно, что ляпнуть "пьют они кровь христианских младенцев", не столько возмутительно, сколько наивно.

Значит ли это, что Агата Кристи или я, или Марк Истербрук специально изучали "шекспировский вопрос", сличали почерки на вывесках, искали завещание, которого кто-то там не смог найти, а значит... нет, не значит. Это значит, что сама постановка вопроса представляется бессмысленной и наивной.

"Шекспировский вопрос" не следует сопоставлять со внешне сходными случаями, когда устанавливается факт совершения или несовершения исторической личностью, например, преступного деяния. Чтобы не вдаваться в политику и в личные симпатии присутствующих к самодержавию, возьмем дело Сухово-Кобылина. Как известно, вопрос в этом деле один - был ли Сухово-Кобылин убийцей, или нет.

Этичен этот вопрос, или нет, он ведёт к сопоставлению. Интерес этого вопроса в том, мог ли автор ВОТ ЭТОЙ ГЕНИАЛЬНОЙ ПЬЕСЫ совершить ВОТ ЭТО УЖАСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Если да, то получится, что "гений и злодейство вещи совместные", а это важный мировоззренческий вопрос.

Потому что есть два объекта для их сопоставления - Творение и Преступление.

В "Шекспировском вопросе", объект для сравнения только один. Есть "портфель" произведений за подписью Шекспира. Вопрос же сопоставления сводится к тому, написал эти пьесы и стихотворения человек на данном портрете, и с данной фамилией? Сопоставлять тут не с чем, поскольку по определению для нас Шекспир это именно тот, кто написал эти пьесы и стихотворения. Была ли у него при это таверна, и завещание, и пять гнедых кобыл, это совершенно неважно. Нам автор пьес интересен тем, что он написал пьесы, а это тождество, это не требует доказательств.

Марк Твен, как известно, не писал своих книг. Начитанный читатель в курсе, что парня под псевдонимом Марк Твен, звали Самуэль Клеменс, Короче это говорится так: "Марк Твен - псевдоним", и это ничего не меняет в нашем отношении к нему и его творчеству. Представим на секунду, что на самом-то деле парня звали Питер Канингем, а Самуэль Клеменс - это тоже псевдоним. Что это поменяет? Ровно ничего, значимая часть ситуации будет описываться точно так же "Марк Твен - псевдоним". В случае с Шекспиром, ситуация описывается словами "один несчастный академик, один ушибленный на голову режиссёр, и множество наивных маникюрш считали, что Шекспир - псевдоним". Это забавно, но это ничего не меняет.

Вот почему мы, английские денди, смеёмся над бедной маникюршей. Мы конечно хотим ее при этом спровоцировать... Но исключительно на то, чтобы она мило покраснела...Wink
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Эрик М. Кауфман
.


Зарегистрирован: 23.08.2003
Сообщения: 12807
Откуда: из ночной тьмы и дождя

СообщениеДобавлено: Чт Май 27, 2021 1:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эпс... Вообще-то, там несколько сложнее всё с шекспировским вопросом.

Но чтобы не разводить очередной никому не нужный холивар, я лучше признаю, что, разумеется, утверждать, что Шекспира не было, — полная глупость. Разумеется, Шекспир был. И ты прав — по гамбургскому счёту, этого достаточно.
_________________
Конечно, я — засасывающая черная дыра хаоса... Но все-таки... я довольно классный!
(с) Хэнк Моуди

Если не встанешь на какую-либо сторону, то становишься врагом для всех.
(с) Раде Шербеджия
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Авг 30, 2021 11:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не знаю, как у вас, а у меня в детстве кроме любимых и общепризнанных шедевров, вроде "Острова Сокровищ" и "Тайны двух океанов", была приключенческая книжка, про которую никто не слышал, чем я ужасно гордился. Подарила мне её моя бабушка-музыкант, чьи подарки меня обычно не очень радовали, но тут вот совпало. Называлась она "Холмы Варны", написал её какой-то англичанин и в ней было специальное послесловие, где объяснялось, что он англичанин, живёт в Англии, что с него возьмёшь - многое напутал и в первую очередь то, что наша социалистическая Варна вовсе не там.
И совершенно это было неважно, потому что книжка была крутейшая, даже по советским меркам - ведь там были очень связные, очень "геймплейные" приключения - из неё можно было бы сделать компьютерную игру в двадцати уровнях. И вместе с тем, там была не идея даже, идея - само собой, книга заключала целую ИДЕОЛОГИЮ и это была не советская, и не английская, а самая настоящая гуманистическая идеология. Высказаться про гуманизм легко, а вот попробуйте написать тоненькую книжку для детей, из которой ребёнок бы понял и на всю жизнь усвоил, что с гуманистической точки зрения, хорошо, и что такое плохо - это под силу немногим. И вот этот неведомый Джеффри Триз умудрился написать интереснейшую книжку, из которой становится ясно ПОЧЕМУ женщины должны иметь равные права, ПОЧЕМУ знание это благо, а мракобесие - дикость, ПОЧЕМУ даже самые равноправные мужчина и женщина остаются мужчиной и женщиной. Куда яснее, чем уже лет тридцать мы все пытаемся то же самое обсудить.
А дополнительный прикол книги заключался в том, что это "вторая часть дилогии, в книгах которой нет ни одного общего героя, потому что происходят они с разноской в две тысячи лет. Вот не более и не менее. И первую книжку "вы, дорогие читатели, конечно помните". А я вот не помнил. Бабушка нашла в букнинистическом только одну книжку, изданы они обе были смешным по тем временам тиражом 50 тысяч, а читались взахлёб. Никогда за последующие сорок лет жизни я не видел в букинистическом ни той ни другой книжки.

Но в наши дни есть интернет. И в его глубинах я наконец раздобыл "Фиалковый венец". Это первая книжка того же Триза, вышедшая ещё в шестидесятые годы. Она точно так же снабжена послесловием, где толпа советских интеллигентов расшаркивается, что англичанин конечно не идеальную книжку написал, но мы его прощаем.

И вот - книга прочитана. Ну что же. "Фиалковый венец", как сюжетное чтение сильно уступает "Холмам варны". Правы интеллигенры из послесловия - уж очень все просто для героев получилось, и уж очень хотелось автору оставить их счастливыми и влюблёнными без помех. Сократ не говорил так, как говорит в книге, а Платон вообще был редкостный антисоветчик... Опасности в книге хиленькие, напоминают игру в войнушку, а хороших людей как-то чересчур много.

Но в качестве познавательной книги, книги которая ставит по полочкам необходимая - "Венец" равен "Варне". Если вы хотите в возрасте десяти лет разобраться, чем отличается досократовский спор от сократического - вы найдете ответ в одной фразе
- схоласты учили стремиться к победе в споре
- Сократ учил добиваться истины в споре
Вы легко и навсегда запомните, что тирания и демократия, это не два ругательства, а вполне рациональные описания форм правления. Вы не запутаетесь в том, как выглядели скена и орхестра. Вы разберётесь в античных театральных жанрах лучше, чем если бы год слушали лекции Брабоя в театралке.

В общем, я чуть жалею, что прочёл "Фиалковый венец" слишком поздно. Но я вдвойне счастлив, что вовремя прочёл "Холмы Варны".


_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Апр 13, 2022 9:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть такая страсть у писателей, сочинять что-то о других писателях, а также художниках, композиторах и прочих творцах, причём желательно таких, которые жили лет за сто до них и не могут толком ответить. Причём я имею в виду не какую-нибудь фантазию вроде Шварцевского Христиана-Теодора, в котором угадывается Ганс-Христиан. Не Горинского Свифта, которому автор бестрепетно вешает на шею скандальные отношения сразу с двумя женщинами, в которых никто его не просил разбираться. И даже не Хармсовские анекдотцы про Пушкина и Толстого. Это всё хотя и может обсуждаться по степени этичности, не оставляет вопросов по части художественной правомочности. Автор волен выбирать в качестве героя художественного произведения кого угодно и заставлять его делать что угодно. Да, этика требует, чтобы он не называл Белу Лугоши Белой Лугоши, если хочет рассказать о его убогой старости. Но в принципе, может и назвать, если у него хватит хармсовской отвязности, чтобы было ясно - мы не над Львом Толстым смеёмся, а над мифом о Льве Толстом. В конце концов
"...Жена ж его Софья Андревна была совсем наоборот..."

Так вот, речь не о художественных произведениях. Речь о тех случаях, когда писатели берутся рассказывать о замечательных людях (классический формат ЖЗЛ) и каким-то непостижимым образом переползают из биографической прозы в какую-то смесь критики с публицистикой, преподнося это чуть ли не как научное исследование.

И это свойственно не только современным придворным писателям, которым за их неумением ставить спектакли дарили не театры, а тома в современной пародии на ЖЗЛ. Кто должен писать биографию Есенина? Да кому ни дай, толку не будет. Фигура Есенина такова, что интересна (не творчеством, а собственно фигурой) людям на чём-нибудь повёрнутом. Один будет доказывать, что его убили масоны, другой, что "Есенин с Клюевым были первой гей-парой серебряного века", третий сосредоточится на матерных частушках. А остальных авторов просто преследует мысль о том, что они реинкарнация Есенина - такие же гениальные, золотокудрые и любвеобильные. Выберем одного из них, например фашиста, и пусть доказывает, что Есенин был такой же любвеобильный фашист. Нам этот фашист нужен чтобы бороться с фашизмом с трибуны на девятое мая.

Так вот, не только на бездарей и проходимцев находит этот не вполне уместный стих. Хорошие писатели, умеющие ПРИДУМАТЬ сюжет, героев, коллизию, зачем-то снова и снова делают вид, что они ИССЛЕДОВАЛИ чью-то биографию и сообщают нам ФАКТЫ и ОБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ творчества другого художника.

Ромен Роллан зачем-то сочинял про Гёте и Бетховена, сведя их творчество к грызне за девочку в очках.
Набоков за каким-то лешим сообщал, что ЕМУ СКУЧНО читать классиков, а Гоголь вообще и деревни-то толком не видел, а "Мёртвые души" писал в Италии - что уж тут хорошего напишешь. То ли дело - из Америки...
Ну и конечно Дмитрий Быков - человек замечательного поэтического таланта и очень достойных политических убеждений - постоянно развлекает себя тем, что либо "читает лекции по истории литературы", либо пишет (сам, или с помощью знакомых) биографии бедолаг, вроде Хеменгуэя, которые чем-то ему лично не угодили, не развлекли, не порадовали.

И в результате оказывается, что "певец трудового народа Максим Горький ненавидел труд, как мало кто другой...".
Если бы это сказал сталевар или хлебороб его ещё можно было бы худо-бедно пожалеть и простить. Но когда это пишет человек, не стесняющийся про себя говорить "я поэт" и "я писал этот роман долгих пятнадцать лет", остаётся только руками развести.
Горький ненавидел труд? Это вот когда он "Страсти-мордасти" писал, или "На дне"?. А вы не хотите, уважаемый поэт, создавший (уж не знаю, с трудом или без) стихотворения, вполне сопоставимые с "Песнью о буревестнике", назвать свои рассказ и пьесу того же уровня? Нет? А что ж вы так? Ведь это же так нетрудно написать хороший рассказ или пьесу!

А вся беда в том, что авторы-любители данной темы не в силах оказываются преодолеть искушение оценить по качеству реальные произведения своего героя. Ведь критик, когда критикует, он рискует репутацией - соврёшь, потеряешь авторитет. А автор в биографии он, как и любой автор - в мире своего произведения - бог. И так легко сделать своего героя писателем... похуже, чем я любимый. Был такой Морис Леблан, так он точно так же делал Шерлока Холмса сначала персонажем своего романа, а потом идиотом, чтобы собственный герой Леблана казался "гениальнее Холмса".

И не надо мне говорить про законы жанра. Потому что есть замечательный пример, когда в этом самом жанре можно оставаться не только честным, но и рыцарственным по отношению к собрату-писателю, которого выбрал в герои. Я конечно говорю про "Жизнь господина де Мольера", сочинённую М.Булгаковым. А всё потому, что там нет ни единого критического или похожего на критический вывод, там НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ ТАЛАНТ. Если нужно, Булгаков честно говорит: вот эта строчка у Мольера плохая. Но это не означает вывода, что Мольер - плохой (или хороший) писатель, поскольку Булгаков честно выполняет задачу - рассказывает о ЛИЧНОСТИ писателя, а не о своём с ним творческом соперничестве.

Талант Мольера не требует доказательств, он доказывается жизнью его произведений переживших века. Точно также, кстати говоря, не требует доказательств талант Быкова, Роллана или Набокова. Но этим замечательным творцам хочется сказать: не беритесь за работу, которая по плечу только Булгакову! Вы хотели снисходительно покуражиться над Гоголем и Горьким? Так вы над самими собой снисходительно покуражились.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Май 05, 2022 4:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Много раз слышал и читал о людях, которые настолько любят "Войну и мир", что неоднократно её перечитывают от корки до корки. Я всецело на их стороне, потому что хорошо понимаю, каково это - перечитывать любимую книгу. Правда, будучи в известной степени инфантильным я до теперешнего возраста перечитываю книги в основном детские, что называется "мальчишеские", но вдвойне прекрасно, если такой книгой является что-то более серьёзное.

Правда лично я Толстого люблю не очень. "Бесов" или "Мёртвые души" или "Повести Белкина", было дело - перечитывал. "Войну и мир" - никогда. Толстой безусловно крутой парень, не пустомеля типа Чернышевского и не психопат типа Кручёных. И всё-таки, в отличие от Достоевского или Лескова, мне с ним "не договориться", что он вот сейчас поговорит со мной, а я его внимательно выслушаю и не соглашусь. Толстой это не в гости зашёл, а как на дачу съездил - тебя тут и обед из шести блюд съесть заставят, и огород вскопать, и крышу покрасить.

Но вот очень бы я хотел узнать у тех, кто читает "Войну и мир" не в первый и не во второй раз. Вот вы когда дочитываете первую часть четвёртого тома, и остаётся вторая часть четвёртого тома, вы, правда, продолжаете читать ровно с тем же увлечением, не обращая внимания, что поменялся даже не жанр, а прямо-таки вид литературы?

Или всё-таки "от корки до корки" в данном случае обозначает "от первой корки, до начала второй части четвёртого тома?".

___________________________________
Роман Л. Толстого "Спецоперация и госизмена". (С)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Фев 19, 2023 3:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Химера писал(а):
Открывать новую тему - книги, которые нас выбирают я не буду, пожалуй, но и так бывает.
Почитаем. Cool


Много лет назад мы ездили с экспедицией Гидрометеоинститута в Латвию, жили там в кемпинге и выходили в море на катамаранах. В экспедиции было немного детей и поэтому меня всегда с кем-нибудь дружили. Выбирали интеллигентного мальчика Эдика из Вильнюса и говорили, иди, поиграй с ним. И всё лето мы дружили. Но однажды, в экспедицию приехал сын известного метеоролога Бурнашова, по имени Саша. Он был похож на меня, вдумчивый, читающий подросток-выдумщик.

И вот этот Саша всё то лето пересказывал мне неизвестную фантастическую книгу. Я не очень понимал, наша это книга или нет, но всё равно запомнил рассказанное в подробностях. Это была необычная фантастика, там никто не летал на космических кораблях и даже не плавал на подводных лодках. Это была "фантастика про проницаемость". Про что? Саша объяснил, что как известно между ядрами атомов в веществе существуюет огромные (по сравнению с объёмом этих ядер) пустоты. И поэтому в принципе один предмет может проходить через другой. И вот "они там в книге", сделали вещи проницаемыми. И эти вещи стали проходить одна через другую. И через стенку можно. Но можно и через землю. И они там стали качать нефть прямо через землю. Потому что они сделали, чтобы нефть была проницаема, да ещё и с поверхностным натяжением. Да они в конце концов и сами стали проницаемые. То есть могли проваливаться под землю. А чтобы не проваливаться, должны были наступать на землю строго перпендикулярно. Тогда не проваливались.

Я всё это выслушал и у меня сложилось твёрдое экспертное мнение. Я понял, что мой друг Саша, будучи человеком, похожим на меня, обладает теми же слабостями. Я знал за собой склонность выдумывать и прятаться при этом за ссылками на определённые источники. Например, во дворе дети рассказывать про интересные фильмы. А у меня нет телевизора, и я не могу сказать, классическое "А кто видел?.." Зато я могу придумать красивое название для фильма, например "Малыш и осколок". Кто видел? Никто не видел, отлично... Теперь можно завладеть вниманием компании и пересказать содержание фильма... Только, чёрт возьми, нужно его срочно придумать...

Мне эта моя особенность не очень-то нравилась. Я понимал, что это похоже на какого-то ущербного Мюнхаузена, который компенсирует отсутствие жизненного опыта ссылками на воображаемые источники. С другой стороны в этом было что-то от творчества. Я не выдумываю, я образ создаю.

В общем, я понял, что мой друг Саша поначитавшись Перельмана и Китайгородского (эти-то книжки я точно видел), начал сочинять свой собственный фантастический сюжет. И сочинил его, для шестиклассника очень неплохо, конечно он сам не знает что там в этой воображаемой книге к чему, но сами технологические идеи... Позволяют дружить с Сашей и дальше, проникнувшись к нему дополнительным уважением. Да, я разгадал его не очень убедительный вымысел. Но это был интересный, дельный вымысел.

Так я решил тогда. И так я считал почти сорок лет.

Пока прошлой осенью, на развале рядом с ДК Крупской, я не увидел книжку из серии библиотека приключений "рамка", изданную аж в 1962 году. Я эту книжку видел в букинистических и раньше, но поскольку это классическая "рамка", стоила она каждый раз изрядно. А я, по секрету вам скажу, детективы с детства любил, а фантастику - нет. Это не распространяется на великих Стругацких, Булычёва, Лема и т.д. их фантастика более чем фантастика - это Великая Научная Фантастика Двадцатого века - род литературы. Но твёрдо могу сказать, что если детектив изданный в СССР попадал мне в руки (в детстве, в юности и до сих пор), он неизбежно будет мной прочитан. Я их съедаю все. А вот фантастикой я почти не питаюсь, если конечно она не Великая.

Поэтому никогда в жизни я этот "Экипаж Меконга" не имел желания купить. Название да - помню. Возможно брал в руки, возможно листал. Там ещё такой длинный подзаголовок, что-то про "мушкетёров и тайны природы". И на обложке невнятный рисунок, то ли люди в белых халатах летающую тарелку поймали, то ли ядерный реактор запускают.

Но на развале книжка лежала за двести рублей. И это "рамка" 1962 года. Я соблазнился и поставил в тот особый шкаф, где стоят книги, которые "почитаю, когда меня разобьёт паралич".

И вот меня разбил паралич, то есть я лёг в клинику на испытания. В палату с собой всегда надо брать книжку, которую не жаль забыть.

И вот я начинаю читать этот чёртов "экипаж". Читать, и жалеть, что начал. Потому что написан он отвратительно. Точнее сказать, написан он по-дилетантски, как всегда пишут жизнерадостные бодрые, много знающие физики у костра, когда им кажется, что написать книгу очень легко, они же их неоднократно читали, значит и написать смогут.
Это не так плохо, как "Воры в доме". Всё-таки в лёгком жанре дилетантов читать гораздо легче, чем непризнанных гениев. У дилетантов есть одно преимущество - они жизнерадостные. "Воров в доме" я читал несколько лет. Эту одолею за полгода.

И вот, главе этак ко второй до меня начало доходить... Что это книжка, придуманная моим другом детства Сашей. Точнее сказать, он её не придумал! Он её действительно читал, и пересказывал мне в кемпинге. Это и есть та книжка про то, как "они придумали чтобы нефть была проницаемая и с поверхностным натяжением".

И придумали это знаменитые фантасты ХХ века, какие-то Войскунский и Лукодьянов. А совсем даже не друг моего детства Саша.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Май 13, 2023 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если раскрыть пошире пасть...


Цитата:
Это не так плохо, как "Воры в доме". Всё-таки в лёгком жанре дилетантов читать гораздо легче, чем непризнанных гениев. У дилетантов есть одно преимущество - они жизнерадостные. "Воров в доме" я читал несколько лет. Эту одолею за полгода.


Всё оказалось ещё в два раза лучше - я уложился в четверть года!
И - о ужас! Эта книжка закончилась точно так же, как "Воры в доме"! То есть в последнем абзаце читаемой книги персонаж... держит в руках эту самую книгу. Правда в "Ворах в доме" книга "Воры в доме" падала на колени беременной женщине, мчащейся в автомобиле к горизонту. А в "Экипаже Меконга", книгу "Экипаж Меконга", снимает с библиотечной полки комическая старушка.
Но чёрт возьми, ребята, пытающиеся в далёких шестидесятых создать "новый тип интеллектуально-приключенческого романа", вы уж как-нибудь там договоритесь: вы друг у друга заимствуете, или просто хватаете идеи, витающие в вашем пряном воздухе свободы? Не могли бы вы хватать там что-то посущественнее?

Ровно, как я предполагал, так и оказалось. Это те самые "Воры в доме", только написанные невсерьёз. Да, соавторы тоже "поют про себя", точнее говоря, просто прикалываеются. Если считать этот роман самопародией, вроде "Хуже не будет", появляется шанс даже привязаться к героям, какой бы невразумительной толпой они не выглядели. Совершенно очевидно, что авторы хорошо знакомы со всеми этими стариками Алдыбеками, тётями Фросями, академиками Васютинцевыми, и завлабами из соседнего НИИ Тутаевыми, которые то и дело появляются, говорят пару реплик и исчезают, но читателю всех этих персонажей "не видно", потому что он уже давно забыл, что в третьей главе второй части было написано, что он худой и у него шрам на подбородке. Это в конце концов не мешает общей атмосфере, столь ностальгичной сейчас, когда каждый встречный на улице, может и не мечтает совершить открытие, но имеет позитивную, ясную, чёткую цель жизни - пусть даже поиграть в нарды, или пойти в кино. Косо-криво, но авторы строят в этом мире "конфликт хорошего с лучшим", из которого следует, что надо быть не только умным и талантливым (этим тут никого не удивишь), но ещё и искренним, и верящим в себя, и самоироничным, короче - жителем Полудня, пусть даже ещё здесь, в двадцатом веке.
Говорят, что этот роман рекомендовал к публикации лично Аркадий Стругацкий, в бытность редактором. Можно конечно понять затею - "современный Жюль Верн". Можно даже засчитать попытку...

Но как же ужасно всё обстоит с той самой научностью и фантастичностью, которую в общем-то и принято считать признаком Жюля Верна. Да, спору нет, лучшие его произведения сильны симпатичными позитивным героями. Да, спору нет, он тоже допускал ошибки, а порой и сознательный отход от фактов. Да, нету ни острова Табор ни острова Линкольн, и не водятся на них ламантины. Да.

Но тут, в этом "Экипаже Меконга" за этими ламантинами леса не видно.

Всё, что происходит здесь в рамках, так сказать, научно-исследовательской интриги, происходит по типу рояля в кустах, который из кустов выезжает, и тут же уезжает, не играя больше ни малейшей роли. В редких случаях, авторы берут абзац и копируют его куда-нибудь в начала книги, видимо полагая, что создают сюжетную линию. Вот например в сюжете однажды возникнут иезуиты. Да, иезуиты. Они пошлют из глубины веков м-м-м погоню за одним из главных героев. Погоня вступит в ряды вермахта, приплывёт во время войны на территорию СССР, упадёт в яму и умрёт. Всё. Но вот, вот, вы же видите, что во второй главе упоминался ящичек с девизом иезуитов?

Потом в ту же яму случайно провалится главный антагонист. Вылезет, и случайно столкнётся на пароходе с женщиной, которую разыскивал иезуит. Которая случайно окажется женой того парня, статью которого он недавно обругал в печати. Муж полезет в драку с проходящим мимо пассажиром парохода, который случайно жил в том же дворе, что и жена в детстве. И они уронят в море бесценный артефакт, привезённый из Индии предком жены в былые годы. И жена прыгнет за артефактом в набежавшую волну. По которой как раз случайно проплывает яхта, которой рулят два парня - случайно проживавшие в том же дворе, и случайно купившие на барахолке железный ящичек, с монограммой иезуитов, но не тот ящичек, а случайно другой, но тоже изготовленный предком, приехавшим из Индии в былые годы.

При такой концентрации случайностей открытия совершать легко. Нужно только, чтобы была собака (которая случайно что-то столкнёт со стола), гитара, и гопники. Не в современном, и даже не в крапивинском понимании, а этакие Шивороты-навывороты, не обладающие умом и кругозором Мурзилки, но зато владеющие своеобразной магией, которая проявляется в исполнении блатных песен на расстроенной гитаре. Друзья Скитальца...
Если, по какой-то нелепой случайности, открытие не открывается, нужно добавить к установке кольцо Мёбиуса, и сразу всё получится.
Как известно, машина времени состоит из зеркал и колб с разноцветной пеной.

Ну и конечно, ключевым вопросом оказалось "почему они не проваливаются под землю". Тут оказывается, всё дело в эффекте "гравитационной засолнки", про которую пришлось сказать уже ближе к эпилогу. Ведь, чтобы сесть на стул, бедолагам сначала приходится "немного подпрыгнуть и оторвать ноги от земли". Собаки не могут есть мясо "потому что их зубы находятся слишком близко к наружным полостям тело". А пить они могут. И рыба попадается на крючок, потому что "если пошире раскрыть пасть, эффект поверхности уже не работает".

Ведь внутри-то у рыб поверхностей нет! Поверхности они же только сверху!
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 18, 19, 20
Страница 20 из 20

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group