Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

"Хеитаракумен республика" - КИНОТЕМА 5, советское
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 58, 59, 60
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Мар 23, 2024 9:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я приложил все усилия чтобы если не полюбить, то понять трёхсерийный фильм "Остров сокровищ". Я был близок к успеху, но в итоге потерпел неудачу.

Следование книге в фильме достойно удивления. Многое, прописанное авторским текстом сыграно актёрами без слов, а там где слова важны они сохранены, например в важнейшем эпизоде "На честное слово".
И каждый раз, словно возгордившись своей дотошности, авторы фильма что-нибудь добавляют от себя. Какую-нибудь шутку, которая поразит воображение школьника книги, не читавшего, все эти:
- Чтоб тебя разорвало...
- Ты увёл Хэндса в потайное место...
- Я сам себя запер...
которые конечно запоминаются, и дают выигрыш пешки юмора, но при этом теряют фигуру мотивации персонажей. Не только Хендс или Чёрный Пёс, но и сам Джордж Мэрри существуют в фильме по принципу:
- У МЕНЯ НЕТ НИКАКОЙ КАРТЫ!!! нет-нет, не отдам!!!
совершенно рандомным образом превращаясь из хитрых в простодушных, из оптимистичных в истеричных, из добродушных в жестоких. В полной мере это касается и Сильвера-Борисова, который в оригинале-то и правда казался то добродушным, то жестоким со всей достоверностью противоречивой психологии уголовника, а в фильме переключается между этими режимами словно бы тумблером, а на самом деле - железной рукой режиссёра.

В результате, я в упор не понимаю:
- Почему Джим считает, что Сильвер самый лучший человек среди пиратов? Просто потому, что он периодически на них прикрикивает? Но ведь и слепой Пью делал точно так же, в чём разница-то?
- На что рассчитывал, набирая такую команду ладно уж Трелони, но и сам Сильвер? Это не просто толпа неумех, но и люди, очевидно незаинтересованные в проекте. Они не ХОТЯТ найти сокровища, а ждут, пока с ними ПОДЕЛЯТСЯ сокровищами.
- Зачем Сильвер плавал на корабль? Один, по немаленькой волне, на шестивёсельной шлюпке одноногий, пожилой, усталый человек гребёт, взбирается (без чьей-либо помощи) то ли по шторм-трапу, то ли по вантам, бредёт по шканцам, видит пьяных вахтенных, один из которых O'Брайен - вы подумайте - собирается поднять бунт на обратном пути и убить самого Сильвера! - да и говорит им:
- Вы, ребята, тут того - посматривайте!
вновь прыгает с борта в шлюпку и гребёт к берегу.
Вот не дописал Стивенсон этот важнейший эпизод! Не додумался!

Силы блистательной команды актёров уходят впустую. Да, они классно смотрятся в убедительных костюмах на фоне убедительных операторских планов. Будь это диафильм, всё было бы превосходно. Но сквайру, да и доктору тоже играть почти нечего, им достаются только диалоги из книги, и стояние на тех местах мизансцен, где согласно книге они стояли. Да, бесспорно по тропинке доктор идёт вооружённый до зубов. Но в книге описание того, как собирается на "прогулку" доктор вызывало к нему симпатию, потому что обозначала сочетание смелости и здравого смысла, характер. В фильме этот характер показать некогда, возможно актёр играет его по Станиславскому, но рассмотреть это нет времени.
Сквайр - который в романе после начала боевых действий почти не совершает идиотских поступков и становится ясно, что это надёжный парень, здесь просто не совершает никаких поступков, и появляется лишь в пещере, со словами "Ага, негодяи!". А мы-то почти забыли, кто это такой.
Смоллету повезло со сценарием чуть больше, но его режиссер все время заставляет быть мягким, скорее упрямым, чем сильным, и скорее занудным, чем строгим.

Всё это логически приводит к эпизоду с мухой, после которого становится ясно, что пираты это сказочные персонажи, которые все до одного погибли в жестокой схватке с реальностью. Стояли звери около двери, в них дротиками стреляли они умирали.

Единственный кому повезло, это Золотухин, которого я вообще-то не люблю, чья манера игры, а также на секунду показанная "автоматизация" (когда он верёвочками зачем-то разворачивает карту острова на дереве) бесят, но который реально соответствует неадекватному моряку-пирату, что не сошёл с ума, выжил, и пожалуй даже человеком почти стал там, где любой другой спятил бы окончательно. Вот за него я спокоен, с ним все и дальше будет по Стивенсону, как это ни грустно.

Я готов был бы поверить, что всё это результаты невероятного литературного могущества Р.Л.Стивенсона, которое не поддаётся экранизации, если бы в 1971 году не был снят отечественный фильм, где всех этих проблем нет. Есть, может быть, другие, но понятно, о чём была книга.

В данном же случае, перед нами не фильм по роману Стивенсона, а отдельное произведение, столь же отдельное, как и мультик "Киевнаучфильма" или "Планета сокровищ". Это сказка про пиратов, где пираты совершенно не опасны, а вызывают лишь тревогу, как вызывала бы её банда домовых или толпа гвардейцев кардинала, которым всё равно суждено упасть в реку. И думаю я, что наряду с "Мушкетёрами", это явилось неожиданным и даже художественным влиянием... цензуры на телевидении, которая, вероятно, была строже цензуры в кинотеатрах. Очень много сил авторов фильма ушло на то, чтобы не дай бог в кадре Джим Гокинс не застрелил кого-нибудь, какой пример подаст он октябрятам? В результате Пью умирает сорвавшись на мягкий песок с трёхметровой дюны, Джордж Мэрри ловит пулю от Сильвера, а Хендс и правда умирает от страха. Кровь не течёт из руки Билли Бонса, а вот разорвать Эндерсона бочкой с порохом это ничего, это можно, потому что всё в дыму и ничего не видно.

Помните, в "Пиратах Карибского моря" был такой безмолвный пират подрывник, которого то и дело разносит в куски, а он снова появляется? Здесь те же правила игры, "возрастной рейтинг" так сказать. Всё понарошку. Черт его знает, может поэтому весь фильм упорно не склоняют имя Бена Ганна, говоря "Бенгану, Бенгана, Бенганом" и т.д. Дети же так говорят
- Донкихота
- Конандояля
- Жанклодвандамма

Я даже не знаю, как быть. Я ведь не спорю с тем, что "Приключения Гулливера", советские дети узнавали в пересказе для младших школьников, и - наверное - не очень много теряли о того, что не видели, как он тушит пожар в королевском дворце. Я не спорю с тем, что и "Робинзона Крузо" гораздо проще читать в детском пересказе, не потому что непривычно, а потому что идея романа была понятна советскому школьнику изначально. "Айвего" целиком я смог прочитать только будучи взрослым, а фильм прекрасен, хотя и нет там Ребекки.

Может быть и здесь та же история. Ведь всё-таки Смоллет говорит в финале про Джима "Будет моряком", и стало быть тема возмужания должна работать со зрителем, которому не повезло ознакомится с книгой раньше.

И всё же.
"Остров сокровищ" - маленькое, лаконичное, очень структурированное произведение уже в оригинале. Это один из самых маленьких романов, а это, поверьте не признак лени писателя, а признак огромного его мастерства. Он допускает трактовки. Но не требует адаптации для детей, как. не требует её, например, "Собака Баскервилей" или "Капитанская дочка".

Нельзя же, пообещав ребёнку поездку на американских горках, везти его на экскурсию в посёлок Горки и рассказывать там о коренных жителях Америки.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Вт Апр 16, 2024 3:51 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Апр 13, 2024 12:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Какое-то сценарное безумие творится в киноленте 1983 года "Шёл четвёртый год войны", снятом по неизвестной мне книге "Тайны глухого леса". Это не "военное кино", а "приключенческий фильм о войне, снятый для детей и по детской, судя по всему книжке. И, судя по всему, книгу сочли настолько кинематографичной, что решили не заморачиваться.

Вот, например приходит единственный выживший из разведгруппы к полковнику, который его послал в разведку. Группа погибла. О чём они говорят:
- Давай, рассказывай.
- Да чего уж рассказывать?
- А ты всё-таки расскажи.
- Мы погубили себя сами. У немцев была такая машина, которая запеленговала наш передатчик.
- А покажешь на карте? Ну иди.

В книге, если такие реплики написаны в виде отрывков диалога, это означает, что разведчик конечно же сообщил о месте, причинах, обстоятельствах гибели группы, погоревал о товарищах, и в конце разговора указал важную деталь и дал ориентир на карте и эти последние реплики нам приводят дословно. В фильме диалог производит впечатление беседы двух телепатов, которые уж если показали что на карте, ни за что не скажут вслух - что? Место гибели группы? Маршрут проезда машины-пеленгатора? Кривую берёзу у брода?

И если вы думаете, что дальше пойдёт экшн и станет легче, так ведь не станет. Вот новая группа разведчиков, прикидывается немцами, чтобы реквизировать в деревне две телеги у полицаев. Хладнокровно обманывают полицаев, и проходивший мимо немецкий сапёрный батальон и вдруг решают, что полицаев "надо обезвредить". Но как это сделать, если полицаев целых трое, а разведчиков всего шестеро? Нужно долго ехать с ними на телегах, пока на дороге не повстречается засада из ещё шестерых наших бойцов. Тут нужно перестать говорить по-немецки, и по-русски приказать разведчикам в советской форме, задержать полицаев. И пока вся эта толпа разведчиков задерживает полицаев, главный полицай выхватывает из за пазухи кривой нож и... наносит тяжёлое ранение главному разведчику, одетому в офицерскую немецкую форму, очень редкую, с трудом добытую, необходимую для выполнения миссии.

Единственное объяснение этого самоубийственного поступка главного полицая в том, что он просчитал всю ситуацию, и понял, что выводя из строя главного разведчика, он срывает задуманную операцию. Гада тут же убивают.

Как вы думаете, что делает главный разведчик? Который попёрся в это роковое путешествие вместо того, чтобы просто отобрать телеги, а потом, имея под командой двенадцать штыков, позволил себя зарезать ножом?

Разведчик не падает! Он держится на ногах, стонет и зовёт к себе любимую женщину! Которая тоже в офицерской немецкой форме, и беременна от него.
И разведчик произносит речь, в которой... передаёт командование отрядом любимой женщине! Иди, дорогая, выполняй задание! Враги, правда, уже знают, что ты русская радистка, переодетая в немецкую гестаповку, но... Они-то не знают, что ты знаешь, так что "играй с ними!"!
Ну хорошо, может быть он после этого блестяще сымпровизированного плана упадёт и умрёт? Нет! Он подзывает к себе разведчика, который должен возвращаться к своим. И, опираясь на его плечо... Идёт к своим! По лесу пешком.

Любимая, беременная, только что ставшая командиром диверсионной группы женщина смотрит ему вслед и шепчет...
- Он умрёт!
Да конечно он может умереть, если никто из вас даже не попытался его перевязать! Он так и ушёл к своим одетый в сверхценную трофейную форму немецкого офицера, и с дырой в груди. Такое ощущение, что это не война, а альпинистское восхождение, где руководитель группы вывихнул ногу и лезть на гору не может, и его спускают в базовый лагерь, а оставшаяся группа продолжает ставить рекорд.

Подозреваю, что в фильме этот слитный диалог был разбит на отдельные реплики, произнесённые с интервалом хотя бы в несколько минут, куда умещались и перевязка, и оценка тяжести ранения, и более подробные планы и обсуждения дальнейших действий. Пусть не прописанные автором, но подразумевающиеся. И там, в книге, группа опытных разведчиков не выглядят прпрсёеками-пятачками, которых вдруг повёл к Северному полюсу уже не Кристофер-Робин и даже не Винни-Пух, а Кенга, с кенгурёнком под мышкой (я имею в виду кошку Дашеньку, которую здешняя радистка Кэт тоже собиралась взять с собой на задание).

На фоне всего сказанного, даже не приходится допытываться, а где, собственно происходит всё это на четвёртом году войны. Четвёртый год это тот самый август сорок четвёртого, когда наступали уже в районе Лиды, то есть где-то между Литвой и Белоруссией. Почему тут так все удивляются машине-пеленгатору, когда они у нас самих десятками по тылам ездят? Откуда здесь полицаи со среднерусским выговором, спокойно пьющие самогон, словно впереди ещё годы оккупации.

И самый главный вопрос, если в Глухом лесу (у самой линии фронта) есть некая "особая зона у немцев", и через этот лес завтра предполагается наступать, то в чём проблема? Надо непременно наступать и узнать, что это за зона, не так ли? Вряд ли в особой зоне выкопана большая яма с кольями, куда упадут все наши танки? Скорее всего там какое-то секретное производство, или бункер Гитлера или что-то ещё, незаметное на аэрофотоснимках (вот они лежат), но это всё гораздо легче обнаружить разведкой боем, чем спешным переодеванием в немецкую форму плачущей беременной женщины.

- С этого момента разговариваем только по-немецки, поняли?
- Яволь!
- Яволь!
- А единственная задача наша - любой ценой проникнуть в закрытую зону и действовать там по обстановке! Ясно?
- Ясно!
- Ясно!

Это какой-то "Момент истины" для самых маленьких. Только из уважения к хорошим актерам, снявшимся там, я их не перечисляю.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20332
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Апр 16, 2024 3:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
И самый главный вопрос, если в Глухом лесу (у самой линии фронта) есть некая "особая зона у немцев", и через этот лес завтра предполагается наступать, то в чём проблема? Надо непременно наступать и узнать, что это за зона, не так ли? Вряд ли в особой зоне выкопана большая яма с кольями, куда упадут все наши танки? Скорее всего там какое-то секретное производство, или бункер Гитлера или что-то ещё, незаметное на аэрофотоснимках (вот они лежат), но это всё гораздо легче обнаружить разведкой боем, чем спешным переодеванием в немецкую форму ...


Но таки нет! Там оказалась волчья яма! Точнее сказать, там оказалась роковая ловушка для наших танков, заключающаяся в том, что лес затопят во время наступления. И данные об этом можно было получить исключительно заехав в секретную зону на грузовике-пеленгаторе. Немцы "хотели взорвать искусственные дамбы в квадратах таких-то".

Кто может мне объяснить, что это за искусственные дамбы, сдерживающие массу воды, необходимую для затопления леса, незаметные на аэрофотоснимках, но заметные если надавать пощёчин немецкому генералу? На каком они водоёме? Или туда ведёрками воду натаскали?

То есть, если я правильно понимаю, немцы огородили шлагбаумами участок леса, и всем говорили, что там запретная зона специально, чтобы туда во время наступления поехали, посмотреть, что это за секретная зона, а там как раз ничего нет а кругом стоят дамбы.

Начался фильм с того, что "нам надо наступать через этот лес, а мы не знаем, что в этом лесу, как же нам наступать-то", а закончился тем, что "нам нельзя наступать через этот лес, так что не будем мы через него наступать".

И нет - не в том дело, что сценарист бездумно пощёлкал ножницами по книжному тексту. Сценарий сочинял сам автор повести.

Трудно не согласиться с обозревателем газеты "Правда" за 1984 год:

Цитата:
фильм сценариста А. Беляева и режиссера Г. Николаенко рассказывает о приключениях группы наших разведчиков, переодетых в эсэсовскую форму, в оккупированных фашистами лесах. Задача, стоящая перед разведчиками, окутана тайной, которая так и осталась не вполне понятной: каким образом оккупанты намеревались затопить огромную лесную территорию, как рассчитывали заманить туда наши части, что предпринимали традиционные формы разведки. Неясность этих обстоятельств превращает фильм в цепь самодовлеющих приключений, причем доверчивость солдат и офицеров противника часто кажется неестественной. Главная героиня, военная переводчица, затянутая в отлично пригнанный фашистский мундир, в тонких нейлоновых чулках, с искусно подгримированными ресницами больше похожа на популярную актрису, чем на фронтовичку.


Это тот редкий случай, когда в "Правде" написали правду.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 58, 59, 60
Страница 60 из 60

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group