Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Мышкин дом

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 18204
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Окт 26, 2018 10:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну вот я и добрался до детских спектаклей. Как бы я еще попал в театр Деммени, например. Да, да, я знаю, вы мне скажете, что кукольный театр, это не только детские утренники, что там ставят серьезные, взрослые спектакли, со страшными куклами, там ставят Иова, Холстомера и Макдонаха, который конечно не Мадонах, а Макдона... А я этого Макдону и в обычном-то театре смотреть бы не стал.

Короче я пошел посмотреть на знаменитого утёнка Тима в таетр кукол-марионеток Деммени.
И первое, что я должен сказать, что там не было никаких марионеток. Вполне себе обычные куклы на тростях. Примерно такое же, небольшое, но значительное отклонение наблюдалось во всей истории про утёнка, котёнка и лису.

Можно было бы заподозрить, что мне оказалось сложно перестроить свой взгляд, придирчивый даже к вершинам современного театрального творчества в условиях массового засилья театральных худруков по принципу лояльности к превращению врагов страны в ядерный пепел. Но дело в том, что неделю назад я побывал на другом детском спектакле, в ТДИ - то есть в театре драматических импровизаций, исповедующем, как вы понимаете, Демдова. Мне не нравится Демидов, мне не нравится его метод и результаты его метода. Но для детского спектакля про доктора Айболита, должен признать, драматические импровизации подошли как нельзя лучше. Я сужу не по себе, и даже не по дочке Агике, как можно было бы подумать. Я наблюдал в ТДИ целый зал - человек тридцать - зрителей самого младшего театрального возраста, которые слушали и смотрели и сопереживали всему этому простенькому, но энергичному действию. Особенно хорош был сам Айболит, который совершенно не играл "человека в белых халатах, отдающего сердце людям", а был просто добрым волшебником, что собственно и нужно. Да и гренадерского роста Бармалей был нелюбим и симпатичен одновременно. Короче говоря, зал был "удержан" без всякого видимого труда, дети расходились радостные, искренне били в ладоши, и играли в докторов айболитов в гардеробе.

А вот с утенком вышел, по-моему, перебор. Может быть, конечно, я с детства привык к версии на грампластинке, где всё было состредоточено на кознях лисы. Здесь тоже есть лиса, но во-первых она не молодая, а старая и манерная, вроде Шапокляк, а во-вторых трудно понять, кто главный антагонист. Лиса не представляет главной угрозы. В качестве дополнительного антагонизма выступает кот-Снежок, вообще не представляющий угрозы, потому что способен только на то, чтобы дважды потерять хвост. А главным злом, неожиданно, оказывается свинья Пэгги и ее великовозрастный сын-поросёнок.

Вы вообще видели поросят? Они удивительны именно тем, что совсем не похожи на взрослых свиней - они деятельные, симпатичные, глупенькие и милые. Этот же поросёнок уже настолько подросток, что в общем-то копия мамы, а мама страшна, как будто сошла с полотна Брегейля. Иногда на поросенка находит, и он начинает кричать маме "не хочу быть предателем", но таким омерзительным голосом, что его хочется отправить на осину. Две эти уродливые, глупые и антипатичные свиньи ведут бесконечную интригу по поимке утёнка, который каким-то образом угрожает их корыту. Кроме того, появление свиней означает, что эстетика тут же меняется в пользу балагана, всех начинают бить палкой по башке, и лицом о край ширмы. Это же английская сказка? - как бы говорят нам авторы - А в Англии есть Панч. Скажите спасибо, что констебля не побили.

Нет, не то чтобы всё было так уж плохо. Сам по себе утёнок симпатичен и энергичен, Черныш тоже по-женски беззащитен и мил, хотя его и очень мало. Довольно удачная лягушка, у которой в сказке, по-моему ни одного слова нет. И безусловно прекрасная, чисто постановочная находка - образ дождевого червяка, настоящий Джек, которого вроде бы и нет, который вроде бы реквизит, а у него на всё свое мнение. Червяк - это могущество кукольного театра.

Но в целом, я бы сказал, история перегружена. Последнее действие длиннее первого - грех, которого мы сами не всегда избегаем. И когда Лису уже трижды одурачили, а она всё еще жива юный зритель начинает "плыть". Опять же, я говорю "зритель" не в привычном смысле "моя личная дочка", а вообще все дети младше пяти лет в зале, начинают считать лампочки на потолке, прорываться в проход, чтобы побегать как по лесенке и говорят "хватит", когда на сцену выходят свиньи. Свиней прекрасно играют актёры - два мужчины, кстати, но куклы их к сожалению, не имеют ни положительного ни отрицательного обаяния.

Поэтому после спектакля все спешили в фойе, и в недоумении глядели как головоломки и лабиринтики куда-то делись. Агика с бодлеровской пытливостью нашла эти игрушки, небрежно закинутые в пустующий буфет. А вот кукол в фойе и на лестнице рассматривала с удовольствием.
Думаю, мы еще вернемся в кукольный домик.
_________________
Я вывожу свою кривую, Доктор...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 18204
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Янв 14, 2019 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Довольно редко, но к счастью ещё бывают случаи, когда увиденный спектакль не разбираешь.
Разобрать ведь можно всё - оценить приёмы, выявить авторскую мысль. Это может быть скучновато, но здорово помогает, когда сам спектакль почему-либо "не цепляет", и особенно необходимо, когда за происходящее на сцене стыдно. По сути это способ самосохранения - тебе скучно, тебе неприятно, но вот ты превратился из зрителя в исследователя, и тебе снова интересно, но уже, как энтомологу, нашедшему жуткое насекомое. Уже не хочется спать на опере, уже не хочется выйти вон на авангардном перформансе. Это всего лишь насекомые.

Но огромная удача, когда к подобной уловке прибегать нет не то что необходимости, а и возможности. Когда ставишь оценку происходящего "на запись", потому что просто смотришь как зритель.

Вдвойне удивительно, когда речь идёт о спектакле кукольном, причём детском, причем практически новогоднем утреннике! Ну правда это новогодний утренник высшей пробы, скажем так.

Речь о "Серебряном копытце" в БТК. Вы улыбнулись, а те, кто видели афишу в метро улыбнулись вдвойне, настолько там милый олень нарисован на снежно-голубом фоне с кошкой и девочкой. Это хорошая афиша, но по ней совершенно не представить спектакль. Его цветовую и эмоциональную гамму.

Олени, разумеется, лучше всех, но даже мне уже давно мало просто "олень на заднем фоне пробежал" (С) Балашов, чтобы счесть зрелище удавшимся. "Холодное сердце" олень не спасает, а делает еще более похабным например. Более того - в спектакле БТК оленя, как такового и нет, никто не ходит тонкими ножками, не распахивает огромные глазки и не тычется приплюснутым носиком.

Зато там есть жуть и мрак. Не чернуха и кровища, а именно жуть и мрак, построенные на том, что Урал это не просто горы, не просто шахты самоцветов и не просто река, где утонул Чапаев. Как полагается в кукольных спектаклях с манипуляционными куклами актёров мы видим, и сначала кажется, что перед нами навязшие в зубах люмпены-гопники-бомжи, которыми еще А.Усиков мечтал насытить Страну чудес.

Но приглядевшись, понимаешь, что чумазые парни и девчата в свитерах и вязаных шапочках никакие не люмпены. Это кто угодно - геологи в тайге, физики у костра, узники ГУЛАГа, или уральские крепостные рудокопы. Для меня это оказалась конечно "группа Дятлова".

В сказке Бажова ведь нет конфликата, она вроде бы не драматургична. Это просто старинная легенда. И в зале БТК вспоминаешь, что любая старинная легенда это жуть и мрак, мрак веков, мрак зимы, мрак трагичности нашего существования. Сиротку никто не собирается убить, она просто не нужна. Кошку никто не собирается похищать, она просто не приспособлена к бегу по глубокому снегу. За девятью туристами никто не "идёт по следу", просто мы знаем, что они не вернутся с лыжной прогулки.

И обо всём этом сказано не для того, чтобы автор зрителю сообщил: "страшно жить на белом свете", а для того, чтобы было понятно, какие козыри побивает главный козырь - волшебный олень. Спектакль собственно не про оленя, а про кошку Мурёнку, которую я с детства представлял себе этакой Багирой - мудрой, вальяжной и самодостаточной. И поначалу мне очень не понравилась эта ламповая щетка, которая постоянно пытается съесть снегиря, и шмякается о подоконник. Но это же оказалась та самая Дебора, которая в нужный момент - "Мяу", и минус одна жизнь. Честное слово, я никогда не задумывался, куда, собственно Мурёнка-то пропала, одни глаза остались...

"Ты Мурёнка дома побудешь. Ты птичек не лови, они хорошие. Ты мышек лучше лови...".

Отличный спектакль. Короткий новогодний утренник, который дюжины пятичасовых "Макбетов" стоит. Без всяких оговорок.
_________________
Я вывожу свою кривую, Доктор...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 18204
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Окт 20, 2019 6:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
...
Думаю, мы еще вернемся в кукольный домик.


Еще немного, и тему о кукольных театрах придётся отделять.

Говорить о "Кошкином доме" достаточно просто. Я не знаю, легко ли вам припомнить четыре разные версии какого-либо произведения на сцене. Я вот помню за свою жизнь пять "Гамлетов", но это считая двух киношных и не считая "Гильденстерна и Розенкранца". Три "Собачьих сердца" - два на сцене. Четыре "Снежные королевы" в двух театрах. Пять "Теней", но две из них - фильмы. И так далее.

"Кошкиных домов" я помню - и хорошо помню - четыре. Из них - базовый кошкин дом это конечно детская пластинка, старенькая, пятидесятых годов записи, но зато к классической актёрской школой. Думаю и в вашем детстве она играла не последнюю роль. Пожалуй пьеса Маршака и там шла с некоторыми купюрами (не было, в частности сказано "Какая вкусная герань"), но по смыслу и воплощению это тот истинный, родниковый Маршак, который и до сих пор желает всем нам (иногда голосом В.С.Иванова), чтоб добрым был ум, а умным сердце.

В пластиночной кошке всё понятно, всё классика, всё давно находится в подкорковых слоях моральной памяти. Мы хорошо понимаем, что гламурная тусовка, состоящая из куриц, козлов и свиней - это ненадёжно, а распределение голодающих котят по приютам - не лучшее решение моральных проблем.

Мы понимаем это настолько хорошо, что уже и не учитываем.

Поэтому ещё в годы, когда я пришёл в ТЮТ казалось, что ставить эту сказку по-новому невозможно без какого-то критического переосмысления. Буквально на второй год пребывания в ТЮТе я попал на вечер открытия сезона, где давали "Кошкин дом".
Каждое новое поколение жалуется на вечера открытия сезона. Их вечно делают в спешке, непонятно кто, непонятно когда и - опираясь на странную художестенную идею "вот к нам пришли студийцы, и мы им настолько рады, что сейчас расскажем, как тут у нас хорошо". Идея эта пространная и невнятная. Поэтому каждый раз кажется, что кто-то в последний момент прибежал, и что-то случайное для студийцев сыграл.
"Кошкин дом" 32 сезона именно таким и был.
При этом, актерский состав был безумно силён. В главной роли блистала Оксана Калиновская - да-да! Котом-дворником был Денис Солнцев. А в качестве свиньи бегал на каблуках-шпильках Роман Нечаев, человек, уже многие годы играющий главные роли в театре на Фонтанке. Короче, туда бросили гвардию.
Но гвардия не работает натощак. А тощак заключался в постановочном подходе, "мы просто всё сыграем наоборот, и это будет кру-у-уто". Тогда у нас не было Мединского, Суркова и Цекало, которые подобный подход заметят, оценят и оплатят. Да и общественное мнение еще не было приучено к тому, что если что-то плохо сделано, то это на самом деле не плохо, а "прикол, авангард, истинная правда жизни и чёрная комедия". Уж если после вечера открытия сезона вышли плюясь и студийцы и тютовцы первого поколения, причем такие разные, как Некрасов, Гусев, Гольдин, Бусурина и Бугров, значит зрелище получилось и правда отвратительное. Никто не смеялся ни секунды. Ни когда козёл котятам фигу показывал. Ни когда свинья по котятам из пулемета "Максим" целилась. Ни даже когда исполнитель роли петуха, помня из роли только одну фразу "Нет покоя старику", тщетно пытался на ходу генерировать стихи уровня Маршака выдавая на гора строчки:
- Петь мне надо на заре,
А встаю я поутре...


Примерно в то же, перестроечное время "Кошкин дом" поставили в виде телеспектакля на Ленинградском телевиденье, ныне "Пятом канале". Я уже не раз говорил о своеобрази жанра телеспектакля вообще, и телеспектаклей ЛТ в частности - это-таки да, особый жанр, но этот жанр как никакой другой плохо выдерживает проверку временем. Однако, как показывает великолепная "Осечка" именно сатирическая направленность являлась для него волшебным витамином. "Кошкин дом" Ленинградского телевидения был глубоко сатирическим, можно даже сказать, злободневным. Современному тютовскому зрителю легче всего представить моральный настрой такого произведения по капустнику Д.В.Лаврова про Ленина, Аршавина и машину времени. Да, злободневность оружие обоюдоострое, но во всяком случае было понятно ради чего и против чего вносятся изменения в события истории про пожар в кошачьем доме. Там, например, был петух-каратист, и его совершенно неадекватные цыплята каратисты - будущие братки-спортсмены девяностых. Там был осёл Мигицко (кажется именно осёл, а не петух-каратист). Но самым ярким там конечно был момент пожара, со специально дописанной репликой. Пожар в кошкином доме, как известно, тушат "работники-бобры разбирайте топоры". Так вот тут тоже прибегали бобры в блестящих касках. И к ним на трёхколёсном велосипеде приезжал бобёр-брандмейстер. Поднимался на стоящую тут же, перед горящим домом, трибуну. И зачитывал по бумажке.
- Работники бобры!
- Здра-жла-рищ-нерал!
- Поздравляю вас с пожаром!
- Ура-а-а!

Разумеется, дом рушился во время произнесения речи, на что докладчик реагировал столь привычной всем оптимистичной констатацией:
- Потрудились мы недаром: лихо справились с пожаром!
Бесогон Михалков скажет теперь, наверное, что это было злобным надругательством проклятых либералов над духовным совершенством социалистического строя, и конкретно над традицией парадов на Красной площади. Михалкову виднее, он на Красной площади свою цитадель народу показывал. Но по мне, этот бобёр на велосипеде не утратил актуальности и поныне. Сейчас он мог бы зачитывать с трибуны что-нибуд вроде:
- Работники бобры! В рамках испытаний нано-проекта "Посейдон", имеющего целью заразить мировой океан радиацией, чтобы все сдохли, а мы попали в рай, загорелась подводная лодка под кодовым названием "Лошарик"! Сплотимся ещё теснее под портретами погибших героев!
- Ура-аа-а!

Герои другие, а сказка всё та же.

Ну так вот, возвращаясь к кукольному театру. Спектакль в театре Деммени "Кошкин дом" сыгранный, конечно не куклами-марионетками, а тростевыми куклами всю дорогу вызывал у меня воспоминания о предшествующих "Кошкиных домах". Дети-зрители слушали. Слушали и отворачивались, отворачивались и слушали. То есть не бегали по залу, как на "Знаменитом утёнке Тиме". Сказку многие знали, спрашивали - где кошка, и когда она нас пригласит к себе. Пока ждали начала спектакля, строгая билетёрша несколько раз запретила вести фото и видео-съёмку. Вообще. Голос Красикова, обычно, куда лояльнее. Буфета в фойе нет в принципе, зато около кассы открылась булочная с пирожными. То есть в целом - уровень "Берёзовых глазок" поддерживается на должной высоте. Планку не роняет.

Что касается сюжета и моральной наполненности, то всё примерно так же. Историю сообщили. Но уже с первых картин становится ясно, что театр кукольный. Вот например мы видим дом кошки снаружи, дворник метёт тротуар, котята просят сливок. Занавес падает (а он только-только поднялся, десять минут его ждали после звонка), и тот же дворник гонит тех же котят по авану. Почему? Да потому что декорацию меняют, дом теперь надо показать изнутри. Дети смотрят. Родители переглядываются: "что, уже антракт?".
Вот примерно так - на кукольной технике - и продолжается вся катавасия. В театре Деммени, судя по всему есть какое-то негласное стремление изобретать сценические трюки для кукольного театра. И эти трюки и правда очень хороши. Например, когда распахивается окно, занавеска трепещет и рвётся на ветру. Можно было бы поставить вентилятор, но это не по-кукольному. Занавеска трепещет при помощи специальной верёвочки. Это хороший трюк, но чтобы он был виден, сцена зачищается, и кажется, что сейчас в эту страшную пустую комнату влезет иностранный шпион. Ещё более классный трюк придуман для свиньи. Во время разговора, когда она хамски отказывает подруге по тусовке в ночлеге, свинья не бездельничает, а таскает по двору корыта. Сначала несёт корыто с баландой в дом, где торчат голодные рыла домочадцев. Потом выносит их дома корыто с каким-то уже совсем помойным содержимым, которое и свиньи не едят и выплёскивает в канаву. Вот это выплёскивание и является трюком, и трюк этот просто потрясающий, все три раза я так и не разгадал секрет иллюзии - ну выплёскиевает и всё тут. Для восхищения зрителя трюк и нужно повторить три раза, как хороший фокус. Результат оказывается неожиданным - Свинья перестаёт быть хамской сволочью. В отличие от всех остальных деятелей здешней тусовки она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не может принять погорельцев, у неё реально много работы по дому. То ли там трубу прорвало, то ли там госпиталь, и она выносит окровавленные бинты. Свинья работает. Сюжет перестаёт работать.

В отличие от старого тютовского капустника тут нельзя сказать, чтобы не было над чем посмеяться. Например, когда на сцене появляется курятник - это действительно "курятник", то есть маленький дощатый ящик, откуда несётся гвалт многочисленной оравы, да ещё и футбольный репортаж. Кошкам туда явно не надо, можно даже не комментировать - они, привыкшие к комфорту - не выживут в этой коммуналке, точнее "общаге", точнее "резиновой квартире", набитой, к тому же гопниками-фанатами. "Молодые петушки" тут даже не бандиты, это просто хулиганьё, которое с успехом вырастили корчащий из себя мачо-петух, и эта курица - Курица. В результате, в кои-то веки Петух дома выглядит не домашним тираном-обьюзером, а вымотанным за рабочий день жителем спального района. Это смешно, в смысле хорошо.
Но тут включается актерская импровизация. В пьесе тут есть замечательный диалог, выражающий всю суть шаткой женской, и вообще тусовочной дружбы:
- Но зачем же в эту среду
ты звала меня к обеду?
- Я звала не навсегда.
И сегодня - не среда.

Лучше, чем Маршак тут не скажешь, ответ не просто уклончивый или "ловкий", в этом ответе заключается весь сволочизм отношений, которые "вот тут кончаются, теперь ты от меня зависишь, ты будешь делать, как я тебе скажу". Тут добавлять нечего.
Актриса начинает добавлять, ломая стихотворный ритм:
- Ну так ведь я звала-то не навсегда, и сегодня же не среда!
Ух ты, какая свежая Курица! Шесть слов добавила! А зачем?
Похожее же ощущение возникает и в других моментах. Например дом Козлов уже не особенно смешной - это стог сена с окошком. Но почему-то в окне вместо четы Козлов маячат, на специальных тросточках, игральные карты - туз бубновый и туз крестовый. При этом звучит классическое
- Ты с ума сошла, Коза:
Бьёшь десяткою туза!

Почему бубновая десятка превратилась в туза? Зачем? Чтобы невинные дети не запомнили, как нельзя играть в подкидного дурака? Или чтобы подслеповатые родители убедились, что масти соответствуют названным?
Кукла Козы, это, пожалуй, самое удачное кукольное достижение спектакля. У неё не только очень харАктерно двигаются конечности, она и вся - даже неподвижная, прекрасно соответствует образу соляриевой стервы из среднего класса, кем - независимо от политических реалий и является. Оленоид, и этим всё сказано. Вторая удача, это прекрасные жесты Кошки - я не знаю, что там у неё с лапами, но кажется, что лапы эти живые, причём не кошачьи, а именно руки барыни-белоручки.

Без особого хохота, но как возможный вариант, можно посмотреть на свинский дом. Это не хлев, как можно было предположить, а старый брошенный автобус, в котором ставни-занавески колышутся, как заслонки на чёртовой печке. И светится он уютно и страшненько, как домик разбойников. И свинья с корытом. Опять же - хорошо, что Кошки там не заночевали - вот единственное ощущение которого точно удалось добиться в постановке. Хорошо, что Кошкам всюду отказали!

Только те, кто знал сюжет наизусть (вроде моей трёхлетней дочери) понимали, на кого Кот и Кошка наткнулись после начала снегопада. Котята выглядели беспризорниками, но не совсем котятами, потому что уши у них прилипли к головам. Жили они в классической картонной коробке с пожароопасной трубой на крыше, и надписью "Мэйд ин Чайна" на стенках. Поэтому радость Кошки по поводу того, что она обрела приют и наконец-то выспится ("хоть и жёсток пух куриный" видите ли) выглядела преждевременной. И тем не менее - моральная составляющая произведения сценой примирения вроде бы реализовывается. Это скорее грустно, чем радостно, но это хотя бы хорошо. С кем нужно мириться, я правда не то, чтобы понял - с китайцами? с бездомными в картонных коробках? Я-то так понимал, что котята это те, кого мы погнали с порога, когда у нас всё было хорошо, а не буквально нищие. Как-то не следует само собой, что если над картонной коробкой уронить занавес, он поднимется уже перед домом, который даже веселее и краше сгоревшего кошкиного дома. Но он появился и мы этому искренне поаплодировали.

Да, кстати. Бобры-пожарные всё те же. Нет, не те, которые на пластинке вызывали у меня восхищение хладнокровием и чёткими рекомендациями по спасению горящей кошки (без них у нее не было бы проблем с приютом, приют нашёлся бы на Екатерининском 10). А вот как раз те в блестящих касках, с раздражающе пышными усами над дурацкими улыбчивыми зубами. Тут они конечно не зачитывали поздравлений с катастрофой "Буревестника" на полигоне в Северодвинске (время не такое, чтобы шутить). Но в целом их бесполезная суета с лестницей, их плевки, от которых падают заборы и само выражение их, с позволения сказать, лиц, говорили всё о том же:

Сказка Маршака - на все времена!
_________________
Я вывожу свою кривую, Доктор...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 18204
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Янв 03, 2020 11:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Любопытный, я бы сказал реликтовый спектакль "Белоснежка и семь гномов" посмотрел я сегодня в подвале новой сцены Мариинки. То есть сейчас не диво "ретро-постановка", но немного встречается таких постановок, которые вполне мог бы смотреть я сам, где-нибудь в 1978 году скажем. А это - именно такая. В основе - музыкальная сказка, та самая по которой была некогда записана пластинка. "Из-буш-ка у нас мала, за-то-ми-ла (о?) и ве-се-ла (о?) (,) живут в ней гно-мы-гно-мы-гно-мы-гно-мы" Помните? Декорации минимальные, вернее сказать - станки и выгородки, но сделаны хорошо. Собственно сцены нет, а есть зал для выступления пианистов с замечательным роялем стейнвеем и действительно прекрасным пожилым пианистом.

Что хорошо? Если предпринять мысленное усилие и перенестись на сорок лет назад, всё практически хорошо. Гномов мало. Не в том смысле, что их меньше, чем семь, просто они появляются редко и не совершают значимых поступков. Визуально гномы решены в виде полу-кукол, иначе говоря - головы гномов находятся на уровне груди актёра и управляются правой рукой, в то время, как головы актёров заслонены большими решётчатыми коробами-корзинами. Получаются вполне себе такие жутенькие горбуны-рудокопы, вечно таскающие с собой руду. Некоторых юных зрителей это изрядно пугало, а меня огорчило, что единственный гном-солист пел из своего короба довольно тихо. Зато прекрасно пели (и играли в данном формате) Сказочник, Егерь и Злая Мачеха. Самый мощный голос у самой Белоснежки, но у неё в основном лирические арии, включая объяснения с - знатокам исходного сюжета формулировка может показаться неожиданной - Вождём покорённого народа. Этот замечательный парень забрёл в советскую сказку откуда-то из приятелей канатоходца Тибула, но что ж тут поделать.
Хотя афиша обещает "сказку в трёх действиях с прологом" спектакль идёт без антракта. Зато в спектакле детям показывают как работают классические закулисные шумоэффекты - жестяной лифт, и ветряной барабан. По завершении спектакля детей запускают на сцену, где они с наслаждением таскают за хвост волшебную крысу из зелья злой колдуньи.

В общем, ощущение такое же, как если вы вдруг нашли на чердаке волшебную шкатулку своей прабабушки, и она - о чудо! - заработала. Она прелестна. Но за неё немного страшно, как она, шкатулка-то, выживет в наше нелёгкое время?
_________________
Я вывожу свою кривую, Доктор...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 18204
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2020 11:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наконец-то я увидел в театре марионеток нечто, похожее на театр марионеток. Не в смысле техники - на ниточках или на палочках, а в том ореоле высокого искусства, который с детства преследовал меня относительно "БОЛЬШИХ" кукольных театров. То есть я всегда твёрдо знал, что всякие "Берёзовые глазки" и "Наследства Бахрама" это конечно кукольные спектакли, но они для детей, и поэтому играются где-то в Доме Ученых для профессорских сынков. А БОЛЬШОЕ искусство кукольного театра, это странные, уродливые куклы - очень карикатурные, очень хрупкие на вид, и какие-то очень взрослые. Они постоянно обнажаются ("Ноев ковчег") постоянно ругают друг друга "Суцука, суцука!" ("Дон Жуан") они страшно ироничные, чудовищно иносказательные, а конферансье Апломбов это вообще чуть ли не голос Америки - до того он всем своим видом обличает идиотизм.

Вот клянусь своей треуголкой, это мои детские ощущения. Что в кукольный театр мне рано, и не так, как в оперный, где я помру со скуки, а по иной причине - потому что я ещё мал и не всё понимаю.

И если БТК эти мои надежды в общем-то оправдывает... Не скажу, что я люблю там бывать, но когда бываю - я этого не забываю. А вот Деммини все те два года, что я посещаю его, производил прямо обратное впечатление. И "пусть меня не заподозрят в необъективности" ((С) - А.Усиков), малым детям, которые там сидят на специальных раскладывающихся и внезапно складывающихся креслах вроде бы нравятся и "Кошкин дом" и "Утёнок тим" и "Умка". С орущими поросятами, и котятами гастарбайтерами. А я сижу и думаю - вот наше поколение выросло на "Берёзовых глазках". А эти поросята лишены наивности березовых глазок, а до "суцука-суцука" разумеется ещё не доросли - и получается, такой знаете не уход от действительности в воспитание детей, а игра в такой уход. Ну на уровне пионерских пьес, когда мы врём-врём, а потом идём к детям и с безжалостной откровенностью клеймим плохое подметание улицы дворником.

Так вот у Деммени премьера. И это не ремейк советской пьесы, и не смелое проникновение современности в виде какого-нибудь вербатима про утенка тима. Это настоящая премьера - китайская сказка "Про черепаху и золотого дракона". Красивое название? Красивое. Настолько, что я уже приготовился к тому, что кроме названия там ничего не будет, танцующая черпаха в очках звёздочках, и дракон с лицом кэмбербеча. Я бы не удивился.

А вместо этого вышли люди, играющие китайцев. Точнее сказать, они играли довольно туманное представление об "этих, которые на востоке". У китайцев были вроде бы японские зонтики и сама сказка напоминала скорее книжку японских сказок в пересказе Маршака. Но это было и неважно. Потому что желтая река Хуанхэ текла вращаемая ручкой, а куклы в кои-то веки выглядели не небрежно высунутыми из за ширмы, а старинными и потому кривоватыми. И вдруг я заметил, что дочь моя не хлопает в ладоши (как она всегда хлопает при виде театрального действия) а как-то искоса поглядывает не меня. Ого, а сказка-то повествует об отношениях отца и дочери. О зловещем женихе... Я еще не понял, что он зловещий, а Агика уже смекнула и сообщила. А потом она перестала спрашивать "А когда будет дракон" и начала говорить на уровень тише "А... сейчас... будет... дракон... - Может не будет, что ты паникуешь? - нет... он... будет...".

Удивительное дело. От этого спектакля нет ощущения "кукольный театр это пыльная ветошь в эпоху три-дэ мультиков". Тут даже нет ощущения "это лучше три-дэ мультиков". Тут вообще не до три-дэ мультиков, потому что начинается битва черепахи и дракона. И, черт возьми, такой четкой, такой сценичной восточной драки я вообще нигде никогда не видел. Ни на сцене, ни на театрализованных парадах восточных единоборств. В кои-то веки меня посетила мысль: "А вот в Джее это можно было бы использовать" - не отдельное движение, а эстетический принцип. Эта драка вызывает сочувствие - небывалая вещь.

Что же касается сюжета, то если вы видели замечательный армянский мульт: "Ух ты, говорящая рыба", то это вот он. Только очень серьёзный. Тут нет посмодернистского юмора. Возможно поэтому маленькие зрители выходили из зала молча, и на вопрос "Понравилось?", мотали головой: "Там дракон!".

А мне вот очень понравилось. Лось.
_________________
Я вывожу свою кривую, Доктор...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group