Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Фортинбрас... от дяди получил "Головоломку"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20309
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Июн 01, 2018 4:41 pm    Заголовок сообщения: Фортинбрас... от дяди получил "Головоломку" Ответить с цитатой

Думаю, мультик, в нашем прокате получивший название «Головоломка» требует для критического разбора отдельной темы.

Не скрою, и не скрывал, что изначально предвзятое отношение отодвинуло просмотр для меня на несколько лет. Суть предвзятости сводилась к заимствованию основной сюжетной условности. Я полагал, что создатели (уважаемые мной Пиксары) решили использовать идею замечательного сериала восьмидесятых-девяностый «Голова Германа», без упоминания первоисточника, и это не могло не огорчать. В общем-то претензия была сходна с широкоизвестным подозрением, что Джоанн Роулинг написала своего «Гарри Поттера», как упрощенное переложение «Понедельника начинается в субботу» Стругацких, представив науку, под видом магии.

После просмотра складывается странное ощущение.

С одной стороны факта похищения идеи произведения явно не произошло (как не произошло его и в «Гарри Потере»). С другой ожидания неудачи во многом подтвердились. Образно говоря, я боялся, что похитители унесли мой аквариум и разбили по дороге. Мой аквариум на месте, но по всей улице разлита вода и разбросаны осколки.

По-видимому в такой ситуации снимаются этические аспекты, нет смысла обсуждать видели ли авторы «Головоломки» «Голову Германа», а если видели, то почему так плохо поняли. Тут нет совпадения идеи, тут и темы-то не вполне совпадают. С другой стороны, раз темы сходные, то имеет смысл в чем-то сопоставить оба произведения, не для того, чтобы показать факт кражи, а для того чтобы прикинуть, что лучше работает.

Вспомним еще раз Джоанн Роулинг. Да, она сопоставила науку с магией. Но сопоставила так сказать по-девчоночьи. Она, как девчонка воспринимает химию, как какую-то заумную околесицу, которую ей лично никогда не понять, но которая слегка напоминает составление кулинарных рецептов. Ну значит ее мальчики и девочки в Хогвардсе будут учить «Зельеваренье». И глубоко личные тонкости отношений с учителем химии будут строиться вокруг рецептов из вареных лягушек и пряной мандрагоры. Для Джоанн Роулинг, обучение в школе навсегда осталось не столько получением систематических знаний о мире, сколько отработкой моделей личных и социальных отношений между учителями и учениками. Это – то есть, педагогические аспекты формирования личности подростков, и занимает писательницу, а вместе с ней и подрастающее-подросшее поколение эпохи одиночества в соцсети.

И то, что этому посвящено отдельное произведение, скорее хорошо. Да, читателю «Гарри Поттера» вряд ли пойдет на пользу знакомство со Стругацкими, потому что он решит, что НИИЧАВО это такой Хогвардс, только поскучнее без авадакедавры и прыщавых леденцов. Но зато читатель «Гарри Поттера» разберется со своими призрачными девочками из туалета не упрощая и унижая для этого волшебные сказки прошлого, как без зазрения совести поступают авторы «Холодного Сердца» или «Шреков».

Вернемся к «Головоломке», а заодно и к «Голове Германа». Вспомним, как там было.

«Голова Германа». Где-то в Нью-йорке трудится молодой клерк – сотрудник издательства Герман Брукс. По социальному статусу он – планктон, мелкая сошка с большими творческими амбициями. По сути он – славный парень, родился в Оклахоме, но переехал в большой город ради. У него есть четверо коллег по работе, каждый из которых не так симпатичен, но в новых и новых ситуациях ситуационной комедии оказывается, что и они люди неплохие. Главной художественной условностью является то, что в голове Германа, на некоем «Чердаке» обитают четыре персонажа, составляющие его личность – три мужчины: Гений, Трус, Зверь и одна девушка – Ангел. В них легко угадать фрейдовские условности, формирующие личность – Интеллект, Страх, Желания и Эмоции. Каждая простая житейская ситуация в жизни Германа это ответственное и трудноразрешимое задание для управляющих его личностью сущностей. Мы следим за их приключениями, узнаем в них искания собственной личности и это вызывает в нас симпатию и смех.
Сериал не лишен всех недостатков телевизионных ситкомов. Там есть смех за кадром, там полно шуток, которые при повторении кажутся несмешными, персонажи не блещут духовными исканиями, разрешения проблем зачастую кажутся искусственными. Общее настроение сериала достаточно доброе, но он не заставляет ни плакать ни совершать подвиги.

Посмотрим теперь на «Головоломку». Где-то в Минессоте жила-была семья одной девочки, которая там родилась, и выросла до одиннадцати лет. Однажды семья переехала в Сан-Франциско, что вызвало у девочки личностные сложности. А в голове девочки, у некоего «Командного пульта» обитают пять персонажей. Это пять основных эмоций девочки – Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Их задача собирать и беречь воспоминания, которые составляют ценность для личности девочки. В связи с личностными сложностями при переезде из города в город, слаженная работа эмоций нарушилась, и Радость с Печалью потерялись в глубинах сознания девочки. Зритель следит за их обратным путешествием, что заставляет зрителя сопереживать и волноваться, поскольку девочка, страдая эмоциональным дисбалансом готова уйти из семьи, и в ее личности происходят изменения, выглядящие необратимыми.
В качестве небольшого бонуса нам показывают, что и у других людей есть такие же «Командные пункты», за которыми сидят свои Радости, Брезгливости, Гневы и т.д. Мы пару раз видим эмоции мамы и папы девочки они немного другие, но похожи.

На первый взгляд действительно кажется, что «Головоломка» это более сложная, более серьезная и драматичная, и одновременно более красочная и подробная попытка показать человеческую личность изнутри. Вместо откровенно павильонного «чердака» здесь нарисована целая страна чудес, по которой можно путешествовать, в которой можно заблудиться, и даже погибнуть. И персонажи действительно рискуют, действительно гибнут, причем в этих сценах зритель наверняка может заплакать от сопереживания.

Но давайте пока не трогать сюжет, а разберемся с антуражем. Посмотрим, так ли незначительны изменения в «сеттинге» первоначальной раскладке и как это влияет на художественный результат.

1. Место действия. «Чердак» Германа это действительно «чердак» тот самый на котором тараканы, в смысле «голова человека» - «то, что он есть». Его обитатели не «управляют» чем-то большим, личностью, они сами поступают (сменяя друг друга), как эта личность, сами чувствуют, сами говорят «мы влюбились, мы хотим пожрать, нам страшно». За пределами чердака нет никакой «страны чудес», с чердака нельзя, да и не нужно выходить, чтобы, например, передохнуть, потеряться или погибнуть. Да, на чердаке есть заколоченная дверь с табличкой «подсознание», но это всего лишь дополнительный чулан, «куда нам нельзя», а не бескрайний лабиринт, в который если попасть, обретешь сверхспособности. Настоящая «страна чудес» для Гения, Труса, Зверя и Ангела, это обыденный мир, окружающий Германа – для них именно там каждую минуту захватывающие приключения и неразрешимые задачи.
2. Состав команды. Как нам постоянно напоминают авторы «Головоломки» - ее персонажи это Эмоции главной героини. Сопоставляя с Германом мы увидим, что без изменений из команды в команду перешел один только Страх (к слову сказать, в обоих фильмах, самый пассивный персонаж, что не вполне адекватно). Интеллект – Гений, как составляющая часть личности в «Головоломке» отсутствует. Гнев несколько напоминает Зверя по характеру персонажа (коренастый, брутальный мужик), но совершенно отличается по функции. Зато Ангел – распалась аж на три женских персонажа – Радость, Печаль и Брезгливость.
Нужно заметить, что Гневу, Брезгливости и Трусу в сюжете почти нечего делать. Они «включаются», только как реакция на значимый раздражитель, например, если героиня видит дохлую мышку в углу комнаты. Основную жизнь за девочку проживают Радость и Печаль, об их противоборстве, развитии и – так сказать – личностном примирении и рассказывают авторы. Всю историю можно так и описать – о том, как в долгом и опасном путешествии Радость и Печаль перестали конфликтовать, и составили целостную личность. При этом, поскольку личность не только чувствует, но и принимает решения, этот груз тоже оказался на них, в результате чего интеллектом они не стали, но приобрели функции Активности и Пассивности что ли.

Надеюсь, тут мы не станем углубляться в дискуссию типа, «и это неправильное описание человеческой личности, потому что на самом деле…». Как оно на самом деле не знает никто, и я даже не хочу начинать бесконечные: «А у Фрейда вот тут было сказано…», «А у Анохина вот там было написано…», «Да бросьте, я-то помню, что Бидструп вот так нарисовал…». Все мы всё это читали, и все, надеюсь, понимаем, что психология, как и любая гуманитарная наука оперирует не фактами, а мнениями.

3. Дело в другом. Дело в том, что стремясь выстроить по сказочным законом волшебное путешествие толстенькой Печали и худенькой Радости авторы «Головоломки» постепенно забывают, что взялись рассказывать о том, как же устроена человеческая личность. Ну допустим, допустим, что мы убираем из личности интеллект и представляем ее, как сумму эмоций. Тогда нужно, чтобы мы понимали, как это работает. Кто думает, кто принимает решения. С какой стати решения чаще принимает Радость, чем скажем Страх, где там иерархия подчинения? Что бывает, когда у человека потерялись Радость и Печаль, но остались Гнев и Страх? Неужели – безразличие? Но почему тогда Печаль постоянно ведет себя, именно как Безразличие, ложится на спину и позволяет тащить себя за ногу? И происходит это не в пульте управления, а в глубинах подсознания. И что это собственно за рычаг, на который всё время нажимают – проявление Эмоции что ли? А когда рычаг не нажат что делает человек – невозмутимо стоит на месте?
Очень большая путаница возникает из этой изящной и красочной схемы.

4. Эмоции не единственные обитатели внутреннего мира девочки. Там нет Интеллекта и Желаний, но зато там есть какие-то крохотные каплевидные рабочие, которые постоянно что-то там в подсознании творят – стирают воспоминания, нашептывают песенки. Должно быть это прионы. Мало того – эмоция, путешествуя по сознанию способна на равных общаться с Образом, то есть с гораздо более конкретным и производным понятием. Таких образов по меньшей мере два – это «воображаемый друг» из раннего детства девочки и «воображаемый бойфренд» из, судя по всему еще не наступившего переходного возраста.
К этим «воображаемым друзьям» у американцев, начиная со Стивена Кинга, какое-то неадекватное отношение, как и к инопланетянам. Похоже, они их боятся, и озадачиваются в первую очередь вопросом: «Есть эта тварь или только придумана?». Очень странные вопросы. Разумеется все мы в детстве кого-то придумывали, да и не только в детстве. Платоническая влюбленность в недоступного человека, или даже просто отношение к постаревшей бабушке или отцу, или выросшему ребенку: «тебе полезно пить сок цветной капусты», это самые настоящие воображемые образы, которыми мы пользуемся постоянно. У меня, например, в детстве было целое воображаемое подполье, не подпол, а партизанский отряд, в котором я был командиром и мы готовили революцию. В другой раз расскажу.
Так что в принципе в сознании девочки можно найти воображаемого друга, который авторам жизненно необходим, потому что это спутник Радости и Печали, спутник, который погибает и это грустно, и это прекрасно, и это даже правдиво, что касается нереализованной мечты детства.
Но эта густая населенность совсем уж размывает ощущение того, о чем идет речь. Я, как зритель, могу согласиться с тем, что я – четыре основных сущности, которые мною рулят. Ну пусть их пять. Но их там оказываются сотни, тысячи каких-то безликих рабочих, и фиолетовых кинооператоров, и впридачу к ним еще два воображаемых друга - Образы. Ну хорошо, а где тогда все остальные образы: все Микки-маусы, Буратино, все дети капитана Гранта, все Жаны Поли Бельмондо, о которых я думал за свою жизнь уж точно не меньше?

5. Если уж авторы полезли в глубины сознания, да еще к подростку, следовало быть посмелее. Тут за весь фильм один раз показали кнопку на пульте «пубертатный период», да еще запретили ее нажимать, да еще тут же сказали «нам про это рано». Возникло ощущение, что классная дама похихикала и перевернула пару страниц слишком фривольной концовки «Красной шапочки».
Неужели авторы всерьез полагают, что у девочек одиннадцати лет нет желаний, одни только эмоции? И неужели они откладывают эти желания до «следующих серий», когда героиня и зрители немного подрастут? Они вообще, понимают, что желания – связаны не только и не столько с сексуальностью? Так посмотрели бы «Голову Германа», где зверя, по крайней мере в нашем дубляже играл тот же актер, что и Альфа – Клюквин, кажется. Да, Зверь пошляк, мачо и озабоченный тип. Но он отнюдь не сексуальный маньяк, даже учитывая, что Герман – будучи двадцатилетним – постоянно думает о сексе. Зверь – это мы, когда мы хотим чего бы то ни было – от глотнуть лимонада в жару, до почесаться и именно этим он понятен и близок. И он не злодей, и не хам-бузотер, и уж тем более не генерал-танкист, каким в «Головоломке» получился Гнев совершенно девственный, способный только время от времени бить морду Трусу. Что это означает? Что эмоция гнева всегда побеждает эмоцию страха? Если бы так было, полмира лежало бы в дымящихся развалинах. А в мультике один единственный раз, когда мы наблюдаем одновременно внутренние миры дочки, мамы и папы, все выглыдит, как смертельная схватка трех Гневов по поводу не стоящему даже легкой перебранки. При этом для проформы подают голоса и прочие эмоции родителей: отец боится, что не опустил стульчак в туалете, а мама тоскует по некогда предлагавшему ей замуж мексиканскому летчику. Такое ощущение, что авторы фильма судят о земных мужчинах и женщинах по камеди-клабу.

6. Раз уж речь зашла о родителях, то скажем пару слов и о реальном мире, где обитают герои. Реального мира, я бы сказал – нет.
Герман Брукс жил довольно активной жизнью. Да, это жизнь офисного планктона, да это ерундовые по сравнению с судьбами человечества проблемы, но эти проблемы постоянно возникают, и постоянно требуют исполнения. Иными словами, Герман постоянно по пустяковым поводам попадает в дурацкие ситуации, как и положено в ситкоме. Кто в этом виноват? А кто виноват во всех наших дурацких ситуациях? Конечно окружающие. Которые те еще типы. Приятель Германа попросил у него ключи, чтобы использовать квартиру под свидание. Почему так произошло? Да потому что Герман раньше того попросил у него ключи для тех же целей. Разница в том, что у приятеля свидание точно будет, а у Германа только может быть, если очень повезет. Знакомо? Каждому знакомо. Герману не везет. У него нет свидания. Зато у него есть претензии домовладельца, потому что приятель у Германа тот еще кобель… Мало того, Германа сейчас убьет муж женщины, с которой у приятеля было свидание. Теперь Герману придется продавать новый телевизор…
Да, это дурацкий набор небывалых комедийных случайностей. И тем не менее мы смотрим на них как на свои. Наши неприятности не такие веселые, не так легко разрешаются, но они такие же дурацкие и они столь же насущны и повседневны, тут есть где себя показать жителям нашего чердака «для которых» каждый наш прокол – это повод для подвига.

В «Головоломке» все в реальном мире намного серьезнее по замыслу авторов. Девочка переживает кризис. Она переехала в большой город, и ей плохо. Дом, который нашли родители недостаточно ярко раскрашен, а отдельная комната на втором этаже недостаточно обставлена мебелью. В школе девочка недостаточно подружилась с классом, а на занятиях хоккейной секции у нее не так хорошо скользили коньки, как в родной Минессоте. Какой кошмар! Сейчас девочка уйдет из дома и сядет на автобус до Миннесоты. Вот сейчас сядет. Вот уже села! Стойте, стойте, закричал лесник дядя Вася.

На этот раз кажется, что возможные проблемы подростка из семьи среднего класса придумывал такой же подросток, у которого в жизни вообще не было никаких проблем. Отдельная комната у нее необжитая оказывается! Спать на полу в спальном мешке пришлось. А самое ужасное, что фургон с мебелью всё не едет и не едет, а папа много говорит по телефону об открытии нового филиала фирмы! Я с трудом представляю, как эта вереница бед может вызвать сочувствие у подростков, которые будут смотреть это где-нибудь в Томске, или в Мурманске или пусть даже в Познани, или пусть даже в Бронксе. Я не про Донецк сейчас говорю и не про Дамаск. Я не говорю, что есть на Земле места, где подростки посылаются в палатках и под обстрелом. Я только хочу сказать, что отдельная комната на втором этаже отдельного дома в Сан-Франциско, это вполне необходимый минимум для того, чтобы подросток сохранял целостность личности. А если этого не хватает, проблема не в окружающем мире. И упавшая из рук на льду в секции по хоккею клюшка, это не проблемы Чучела, это скорее проблемы Оли Чечеткиной, которая так несет коньки, что ясно – ее выгнали из секции.

Если проблемы на уровне подросткового «Липким сердцем обасфальт», то без Желаний и Зверя на чердаке и их изображении не обойтись.

Резюмируя отличия, можно сказать, что как я и ожидал, «Головоломка» мне решительно не понравилась. И не потому, что авторы воспользовались гениальной идею «Головы Германа», а потому что они, к сожалению, не сумели ею толком воспользоваться. Да, субъективно это нечестно и нехорошо, потому что теперь все, кто услышит про «Голову Германа» скажут «а, это как в головоломке», не задумываясь о том, что головоломку сделали на двадцать лет позже. Но объективно говоря, ее даже и не сделали. Рассказа о том, как устроена человеческая личность просто не получилось. Начали об этом, придумали смешных чудиков-персонажей. А потом начали рассказывать об этих чудиках довольно вычурную сказку, запутались в метафорах, выруливали, как умели, используя, к сожалению штампованные ходы и избитые приемы. К концу фильма мы уже совершенно не волнуемся за личность девочки, живущей с милыми родителями в хороших условиях.

Наоборот, мы волнуемся, как бы Радость не осталась навсегда в Пропасти Воспоминаний, потому что если эта чертова девочка, всё-таки сядет на этот чёртов автобус, то, поскольку авторы так решили, сразу поблекнут и разрушатся волшебные острова Семейных отношений и Хоккейного таланта. А это, сами понимаете, будет грустно, потому что клюшка будет ломаться медленно и трагично. И это куда хуже, чем любая реальная опасность, грозящая одиннадцатилетней девочке, которая поехала куда-то на междугородном автобусе. Но на самом деле всё кончится хорошо, потому что Радость вовремя промчится на поезде мыслей, прилипнет снаружи к смотровому стеклу Пульта управления, а это стекло очень прочное, и сложно его разрушить и впустить Радость и Печаль обратно в сознание. Но талантливая Брезгливость раздразнит тупого Гнева, а когда Гнев гневается, у него из головы бьет автогеновое пламя, которым и будет вовремя и счастливо расплавлено бронированное стекло.

А теперь я хотел бы посмотреть на того Зигмунда Фрейда, который объяснит, что эта весь этот красочный, динамичный и даже неплохо озвученный Ксенией Собчак бред должен означать в понимании личности любого из зрителей, который доживет до финала мультфильма? Когда это в нашем сознании Брезгливость дразнит Гнев и плавит его огнем преграды, не пропускающие домой Радость и Печаль? И что в это время делает пятая часть нашего эмоционального сознания?

Увы, здесь логика того о чем идет речь, полностью уступила логике тех метафор, которыми пытаются оперировать авторы. Это всё равно, как если бы Фредди Крюгер внезапно подружился бы с Шер-Ханом на том основании, что у обоих есть когти. Может и ярко, и неожиданно, и свежо, но совершенно нелепо. Нелепее может быть только убежденность в том, что драма взросления заключается в том, чтобы на пульте управления у нас в голове благополучно появилась кнопочка с ненормативной лексикой.

Честное слово, самый простецкий и самый ненормативный эпизод «Головы Германа» был куда ближе к реальной жизни и к самоощущению любого жителя планеты Земля. Посмотрите , убедитесь.


_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group