Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Синдром Малевича
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 9:37 pm    Заголовок сообщения: Синдром Малевича Ответить с цитатой

Давеча мы видели много черных квадратов в Русском музее - большинство было просто следами ремонта, но отличались не сильно. Никаких рациональных мыслей это при осмотре не вызывало.

Но - что значит грамотная дискуссия. Один из моих подкованных знакомых рассказывал мне о европейском пластическом театре. Именно таком, какой я не люблю - с кровавыми котятами в глазах. Ну, понятное дело не кровью одной и криком жив театр, он же пластический. Знакомый (сам не сторонник, но более чем открытый Малевичу) привел пример - вот тень сначала видна - вот будто бы танцует крутится красивая балерина. Вот свет на нее упал, и зритель шокирован (а этого и добивались) - это не красавица, а пожилой мужчина.

Это пример не успел меня раздражить, как вызвал в памяти нечто очень знакомое. Ну-ка, ну-ка! И тут я понял - это же кадр из "Бриллиантовой руки" - танцует вроде бы красотка не виноватая, а приблизилась - смотрите-ка - Мордюкова.

Знакомый со мной не согласился, сказав, что у Гайдая это просто шутка, а там балет, и о многом заставляет подумать. Но я не согласился в свою очередь, потому что взяв эти номера отдельно от контекста, мы наверное нашли бы примерно одинаковое основание обо многом подумать.

Не стал бы я попусту зубоскалить, если бы это соотношение не показалось мне общей формулой. Ведь дело не в том, что у Гайдая низкопробная советская комедия, а у немцев продвинутый европейский перформанс. Прием идентичен. Отличие лишь в том, что в одном случае прием показан, как прием, как деталь которую можно оттачивать сколько угодно, автомобилем она сама по себе не станет. В другом - удачно или нет, но прием использован, в составе более крупного произведения, и его смысл является составляющей смысла произведения.

Не общее ли это правило? Черный квадрат это цвет и форма - сами по себе очень простые, и ничего не несущие. Тот же квадрат в составе осмысленного произведения безусловно мог бы нести смысл больший, чем просто геометрическая фигура. Самый простой пример - фильм "Человек с луны" - там после начальных титров идет чернота, полная, довольно долгая, и только потом появляется герой и говорит - спасибо, что не ушли. Формально черный экран, это прием идентичный Малевичскому манифесту, но соединенный со смыслом приобретает смысл.

То же самое с "музыкальным черным квадратом" - пьесой "40 (или 28 не помню точно) секунд тишины", которую знаете ли надо играть неподвижно сидя за роялем. Те же секунды тишины, включенные в музыкальное произведение, или фонограмму фильма действительно произведут впечатление тишины и будут иметь художественное значение.

Очень многие художественные мистификации заключаются именно в "недостаче" - картина, а ничего не нарисовано, рояль - а ничего не играют, книга - а в ней чистые страницы. Не является ли этот прием создания художественной мистификации - арифметическим, достаточно элементарный прием, извлеченный из осмысленного контекста становится годен для художественной провокации, но не для несения собственного смысла.

И - наконец - не является ли это правило еще более общим. И не является ли попытка создать авангардное, андеграундное искусство путем извлечения лишь одной смысловой составляющей - насилия ли, страстности ли, брутальности ли, ангажированности ли - той же болезнью, когда все эти приемы, примененные отдельно от отражающего действительность изображения, теряют ценность? И тогда получится, что "плакатные комсомольцы" официоза и "три аккорда" панков симптомы суть одной и той же болезни - отдельно взятый, но не доросший до осмысленности прием?
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 9:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, в этой логике литературным аналогом черного квадрата следовало бы считать не пресловутую книгу "Мысли глухого" (или "Речи немого", опять же не помню точно), где не было ни одного слова на страницах, а азбуку - не "Азбуку" Толстого и даже не "Азбуку Сатаны" - Бирса, а просто перечень букв (или отдельные буквы) изданный, как отдельное литературное произведение. Может кто и додумался уже?
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Эрик М. Кауфман
.


Зарегистрирован: 23.08.2003
Сообщения: 12804
Откуда: из ночной тьмы и дождя

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 10:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Была у меня такая в совсем далеком детстве. И я уже тогда ругался со взрослыми, которые не желали понимать, что это — "Алфавит", а не какая-то там непонятная "Азбука"!
_________________
Конечно, я — засасывающая черная дыра хаоса... Но все-таки... я довольно классный!
(с) Хэнк Моуди

Если не встанешь на какую-либо сторону, то становишься врагом для всех.
(с) Раде Шербеджия
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
х
Повелитель тем


Зарегистрирован: 25.04.2010
Сообщения: 4179

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

есть на этот счёт пьеса "Арт",где путём многих разговоров из белого полотна всё же делают произведение искусства, поэтому спорить о высокохудожественности этого приёма не буду. но в своё время он мне нравился. провокация, особенно эффектная с эстетической точки зрения,помогает включить внимание. но это ,действительно приём. просто как в любом деле бывают заводилы - Малевич довёл до абсурда абсурдный жанр живописи,использовав в создании картины всего один приём.а есть подражатели - ругать повторяемость в искусстве можно долго, вот если бы фантаст хоть какой хотя бы попытался докопаться до причины этого явления...критики,социологи изучают вроде бы эту тему,но как то очень специально, меж собой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Авг 12, 2011 11:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По моему глубокому убеждению причина этого явления в той или иной форме лени. Пьесу "Арт", судя по довольно подробному и убедительному пересказу, я воспринял, как разновидность мультика про вредного кота, или "Один дома" - оно вас может и бесит, но оно будет, обидно да? Ах, до слез...

Я, может быть не вполне понятно, говорил не столько о том нравится ли провокация, пожар может тоже быть приятен для глаза, эффектен, и помогать включить внимание, но все-таки это не искусство, а большая беда. Я говорил о том, что всяикй такой прием (что-то в нем есть, но объяснять нелепо, анализировать пошло, и вообще тонкий вкус нужен) можно поверить простым способом - представить его, как часть большего. И сразу, не повреждая смыслов которые можно было просто додумать, появятся иные, более крупные, конкретные, жизненные черт возьми.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
х
Повелитель тем


Зарегистрирован: 25.04.2010
Сообщения: 4179

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 12:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

так может в балете, что описывал европейский друг, тоже был смысл, собранный из этих вот приёмов. довольно странно было бы противопоставлять графику и акварель. карандаш и краски. отрицать то или другое совсем,если оно в данной картине неуместно, или взялся за них далеко не художник. смысл же пластических перформансов чаще в передаче ощущений и настроений, а это сложное занятие - увлекательно пересказывать свои чувства. пластические театры в принципе можно было бы не любить за то, что они воспроизводят ощущения зрителей, которые те не могут пережить вот без этого допинга с котятами кровавыми, но сами приёмы могут быть использованы и в более интересных ситуациях. если кто-то согласен пользоваться чужими штампами. заметьте,это понятие как-то исчезло из речи ...или я ошибаюсь?
о пьесе "Арт",пожалуй как-нибудь в следующий раз.смотрела я её в полуха и имеет значение,как разворачивались события -я не знаю. но начало было очень в тему...почему кот,да ещё и один дома - непонятно....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
МаКс
.


Зарегистрирован: 11.07.2003
Сообщения: 1475

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 6:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Квадрат Малевича или 4,33 Кейджа - это, если я правильно применяю термин, "тривиальный случай произведения искусства".

Никто не сформулирует короче и точнее, чем старый латышский анекдот:

"- Алвис, ты купил квартиру?
- Таа.
- А сколько там комнат?
- Однаа.
- Почему одна?
- Меньше не имело смыслааа..."

То есть у Кейджа была задача предложить вот эту минимальную единицу - абсолютный с музыкальной точки зрения, современной композитору, минимум средств (элементов). То есть тишина. У Малевича та же история. Система состоит из одного элемента - меньше, насколько я понимаю, в системе не бывает. Это не формула, не уравнение, даже не таблица умножения, в которых есть сложность, спорность, смысл, составные части. Это единица.
Копировать не имеет смысла, потому что нечего копировать. Искать один смысл не имеет смысла, потому что смысл может быть абсолютно любой.
Сравнивать "квадрат" с "проверками на дорогах", или "4.33" с "солнышком лесным" не имеет смысла, потому что у авторов были принципиально разные задачи. Единица не хуже и не лучше квадратного уравнения.
_________________
Летел и таял
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
МаКс
.


Зарегистрирован: 11.07.2003
Сообщения: 1475

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 6:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И, соответственно, пример с азбукой не совсем точен. Азбука - это гамма в музыке и палитра в живописи. А это...из чего состоят буквы? черточка из двух точек? три - уже будет или закругляться, или прямая.
_________________
Летел и таял
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 8:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пьеса Арт написана женщиной и сводится, насколько я понял к следующему: жили были три человека, которые думали, что очень умные и что у них есть какие-то взгляды на что-то. в результате глупо и смешно переругались, и поняли, что взгляды - фигня, а мы все поняли, что они не такие уж и умные. А вот то, что выглядело пустотой, оно-то и оказалось круче их всех вместе взятых, чтоб им этим самым умным пусто всем было.
В таком изложении наверное не стоит пояснять, почему эта пьеса может быть востребована зрителем, и соответственно разыграна актерами.

Говоря "азбука" я и имел в виду издание отдельных букв (буквы) в качестве самостоятельного литературного произведения. Равно как и продажу крупинки сахарного песка под ценником "сахарный песок", с последующим утверждением, что это был "элементарный сахарный песок".

Еще раз. Я не о мистификации (или, с точки зрения оппонента - авангарде, соцзаказе, артхулиганстве, как хотите) как таковой. Я о том, не приобретает ли этот минимализм вполне убедительный, не требующий искусствоведческих ухищрений смысл, при достаточном усложнении (хотя бы и в рамках мысленного эксперимента). Иначе говоря, можно ли предположить, что черный квадрат или стихи туркменбаши, каждый по своему минималистичный просто недостаточно сложны, чтобы быть адекватными реальности? Каша из топора, в чистом виде смысла не имеет, а с крупой, маслом и укропом уже каша, хотя топор не каша, и вообще не пища.

Ведь это куда более общее правило получается. Сколько раз бывало в какой-нибудь песенке - музыка ничего, а слова дурацкие, или наоборот. Так может быть большая часть околоискусства это не антагонист, и не альтернатива, а просто недоработанное сознательно или нет - искусство?
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 8:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Анекдот же про латыша (с эстонским акцентом) к теме подходит, но по-моему неверен по аналогии. Аналогия была бы верной, будь в обычной квартире сто, или тысяча комнат. Но одна комната, это достаточно значительная часть квартиры, пусть даже большой. Поэтому однокомнатная квартира это скорее какой-нибудь портрет на темном фоне. А черный квадрат это именно то, чего не захотел Алвис - квартира, комнат не содержащая, и состоящая из одного рулона обоев или одной паркетины, которым тоже можно найти применение, но которые еще не осмысленная квартира.
И тогда получается так:

- Юрис, ты нарисовал картину?
- Да.
- Ты наверное нарисовал гибнущую Помпею, или Святое семейство из тысячи квадратиков, с голубоглазыми волками по краям, или бурлаков на волжских берегах, или полет пчелы вокруг граната на фоне слонов на паучьих лапках?
- Да нет, просто портрет. Фон черный.
- А почему ты не нарисовал просто черный фон, без всякого портрета?
- Потому что рисовать черный квадрат не имело смысла.


Вот теперь правильно. Ведь анекдот о том, что скромность и здравый смысл могут сочетаться Wink
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
х
Повелитель тем


Зарегистрирован: 25.04.2010
Сообщения: 4179

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 10:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

к сожалению почитать пьесу "Арт" не представляется возможным. в инете её нет. придётся найти время и посмотреть до конца спектакль БДТ. но она не имеет отношения к Чёрному квадрату более,чем просто упоминания там Белого квадрата.
я так понимаю она о дружбе,как ни банально это звучит.т.е что под этим понимать - время прожитое вместе или общие ценности?надо ли друг другу врать во спасение этой дружбы или не идти на компромиссы и быть верным себе?да, действительно проблема раскрутки никчёмного искусства у этого автора уходит на второй план в конце концов...пожалуй можно было эту интересную ситуацию раскрыть более жёстко...о копировании чёрных квадратов речь там не идёт совсем, ну разве что есть повод намекнуть на это у тех ,кто будет пьесу ставить, по желанию, а жаль.

минимализм в искусстве притягателен своей кажущейся простотой, ...возможностью поэкспериментировать и самовыразиться...ну так все с чего-то начинают,кто-то с минимализма. да, пожалуй, это действительно, часто недосказанная, потому что недопонятая самим автором мысль...это бывает иногда интересно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
МаКс
.


Зарегистрирован: 11.07.2003
Сообщения: 1475

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 1:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Черный квадрат и 4.33 - это не минимлизм.
Это именно что топор.

Кирпич - это не строение. 2 кирпича при определеннных условиях уже можно назвать строением.
Да, разумеется, произведение искусства возникает ровно в тот момент, когда к этому одному минимальному элементу добваляется второй.
_________________
Летел и таял
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 9:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот начинать с минимализма вообще неправильно. Даже Малевич и Григорьев насколько мне известно сначала учились рисовать (и рисовали более менее что-то) а только потом перешли к беззвучным взмахам смычком. Тем же, кто с минимализма (в смысле с однокирпичности) начинает ничего кроме Репинского (да?) "нарисуйте лошадку" вообще не скажешь.

И все-таки мне кажется, что однокирпичность может быть и многословной. Не обязательно чтоб не было нот совсем. Достаточно, чтобы подавляющая часть нот (слов, штрихов и т.д.) была бы абы как и без авторских способностей объяснить, зачем они там.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
МаКс
.


Зарегистрирован: 11.07.2003
Сообщения: 1475

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 10:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Минимализм не имеет отношения к квадратам Малевича и тишине Кейджа!
Послушайте каких-нибудь французских минималистов, например первооткрывателя минимализма в музыке Эрика Сати. Совсе это не то, что "любой дурак сыграет" - мягко говоря.
_________________
Летел и таял
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Авг 13, 2011 10:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
с минимализма (в смысле с однокирпичности)


никто же не бросает камней ни в Шагала, ни в Пиросмани, ни в Курехина. Именно потому, что их работа циркулем не вычерчивается.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Вс Авг 14, 2011 11:21 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Наши увлечения Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group