Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Эрик М. Кауфман .
Зарегистрирован: 23.08.2003 Сообщения: 12836 Откуда: из ночной тьмы и дождя
|
Добавлено: Ср Фев 10, 2010 7:43 pm Заголовок сообщения: ВЛАДИМИРУ ЗЕЛЬДИНУ - 95!!! |
|
|
Сегодня, 10 февраля 2010 года, исполняется 95 лет великому советскому и российскому актеру Владимиру Михайловичу ЗЕЛЬДИНУ!!!
Па-здра-вля-ем!!! &)
Владимир Зельдин (между прочим, сам актер произносит свою фамилию с твердым "з" - Зэльдин!) - уникальное явление в мировом театральном и киноискусстве. Родившись в 1915 году в семье тромбониста и дирижера Михаила Зельдина, он впервые появился на киноэкране в 1939-м - в эпизоде в фильме "Семья Оппенгейм". А уже в 1941 году с блеском сыграл главную роль дагестанского пастуха Мусаиба Гатуева в легендарной музыкальной комедии "Свинарка и пастух".
Надо заметить, что утверждение на роль Мусаиба, возможно, спасло актеру жизнь: в разгар работы над фильмом началась Великая Отечественная война, съемки были остановлены, и Зельдин вместе с другими советскими людьми искусства был призван в армию. Он попал в танковое училище, прошел ускоренный курс молодого бойца, был зачислен в один из наскоро сформированных экипажей и уже был готов к отправке на фронт, откуда скорее всего бы уже не вернулся - трагическая судьба советских танковых бригад в первые месяцы войны хорошо известна. Но буквально накануне отправления молодых танкистов на фронт вышел знаменитый приказ Сталина: всех участников снимавшихся к началу войны кинофильмов из армии отозвать, съемки возобновить. И в первую очередь приказ касался музыкальных комедий, за которыми было признано важное значение для поднятия боевого духа советских солдат.
Так Владимир Зельдин вместо огня передовой вновь оказался на съемках "Свинарки и пастуха" - и режиссер не пожалел о своем выборе: молодой актер, по сути дебютант в кино создал один из ярчайших образов советского музыкального кинематографа, ничуть не потерявшись в ансамбле с уже признанными и всенародно любимыми звездами экрана - Мариной Ладыниной и Николаем Крючковым. При этом роль дагестанского джигита требовала от актера умения не только отлично петь, но и уверенно держаться в седле - и Владимир Зельдин блистательно справился с задачей, без всяких дублеров снявшись во всех конных эпизодах и трюках. Ну и разумеется, Владимир Зельдин сам спел вокальную партию Мусаиба - включая знаменитую "Песню о Москве" Тихона Хренникова на стихи Виктора Гусева.
И в какой стороне я не буду,
по какой не пройду я траве -
друга я никогда не забуду,
если с ним подружился в Москве!
Эти слова вслед за Зельдиным и Ладыниной запела вся страна. Роль пастуха Мусаиба мгновенно принесла актеру всенародную славу и любовь. Однако актер счастливо избежал участи стать "рабом одной роли" и не стал эксплуатировать амплуа романтического влюбленного - уже в своем следующем фильме "Сказание о земле Сибирской" (1947) Владимир Зельдин исполнил роль пианиста Бориса Оленича, явив в этом в какой-то степени отрицательном образе совершенно другой характер и темперамент. Надо заметить, что во время съемок концертного эпизода Зельдин сам от начала до конца исполнил всю сложнейшую аппликатуру концерта для фортепиано с оркестром Ференца Листа (хотя и под фонограмму, записанную профессиональным пианистом Эмилем Гилельсом). На разучивание аппликатуры у актера ушел целый месяц.
Однако главным делом в жизни актера оставался театр. После нескольких лет работы в московском Центральном театре транспорта (ныне - Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя), где Зельдин играл в основном главные роли, в 1945-м (по другим данным - в 1946 году) актер был приглашен в Центральный театр Красной армии, где первой же его работой стала главная роль Альдемаро в музыкальном спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев", впоследствии ставшая легендарной. Эта роль дала Владимиру Зельдину возможность раскрыться на сцене во всем блеске своего таланта - актер блистательно играл пылкого влюбленного, выдавая настоящий испанский темперамент, и при этом сам великолепно и пел, и танцевал, и фехтовал. Успех спектакля был столь велик, а его слава настолько сильно гремела по всей стране, что было решено снять на основе спектакля кинофильм. Фильм Владимира Канцеля и Татьяны Лукашевич "Учитель танцев" вышел в 1952 году. И хотя недостаточно продуманный, слишком прямолинейный способ перенесения спектакля на кинопленку был признан неудачным, все-таки этот фильм и сегодня дает нам возможность хотя бы приблизительно оценить игру Владимира Зельдина в его коронной роли.
После неудачного опыта с фильмом "Учитель танцев" Владимир Зельдин снимался в кино мало, сосредоточившись в основном на работе в театре. Некоторые из театральных постановок, как, например, комедия "Укрощение строптивой" (1961), где Зельдин играл Люченцио, переносились на экран, но это было всё же редкостью. Этот своеобразный переходный период закончился спустя почти два десятка лет - и на киноэкранах возник совершенно новый Зельдин. С возрастом он переключился на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского "Дядя Ваня" (1970), которую актер получил совершенно случайно. Дело в том, что Владимир Зельдин дружил с актерами Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. Как-то они собрались втроем на даче, и Смоктуновский, уже утвержденный Кончаловским на роль дяди Вани, рассказал друзьям, что режиссер никак не может найти актера на роль Серебрякова, на что Баталов тут же заявил: "А чего его искать-то? Вот же он сидит!" И по рекомендации Иннокентия Михайловича Зельдин получил роль Серебрякова. Эта работа, как этап, как веха, определила дальнейший путь актера.
С этого момента Зельдина стали часто приглашать в кино. В 70-е и 80-е годы прошлого века он сыграл немало ролей в кино и на ТВ - в том числе дона Джеромо в телевизионной музыкальной комедии "Дуэнья" (1978), короля Мелиота / мистера Диммока в легендарном телемюзикле "31 июня" (1978), сэра Фредерика Фэрли в детективной драме "Женщина в белом" (1981) и старого цыгана Шандора в телевизионной экранизации оперетты Кальмана "Марица" (1985).
Особое место в ряду киноработ Владимира Зельдина занимает блистательная роль судьи Уоргрейва в знаменитом детективном триллере "Десять негритят" (1987). Крайне сложная, тонкая роль "с двойным дном" была сыграна актером просто виртуозно, а его голосовое перевоплощение в А.-Н. Оуэна продолжает пробирать до дрожи даже после многократного просмотра фильма.
Все эти годы Владимир Зельдин много и разнообразно работал в своем театре, где менялось многое - главные режиссеры, репертуар и даже название: из Центрального театра Красной армии в 1951 году он стал Центральным театром Советской армии, а ныне носит название Центральный академический театр Российской армии. Неизменным оставалось одно - участие в спектаклях Владимира Зельдина. В своей коронной роли блистательного учителя танцев Альдемаро актер выходил на сцену много лет. Достигнув 50-летнего возраста, Владимир Михайлович сам решил ввести на свою роль нового, молодого исполнителя, однако на генеральной репетиции нового состава все, включая самих молодых актеров, признали, что без Зельдина спектакль теряет большую часть своего очарования, и актер ко всеобщему удовольствию продолжил играть Альдемаро. Последний - тысячный - раз Владимир Зельдин сыграл учителя танцев в 60 лет!
Между прочим, мало кто знает, что именно Владимиру Зельдину мы обязаны появлением обожаемого многими телефильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Пьесу "Самый правдивый" драматург Григорий Горин написал специально по личной просьбе Зельдина, мечтавшего сыграть Мюнхгаузена. Спектакль, получивший название "Комическая фантазия о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена", с Владимиром Зельдиным в заглавной роли шел в театре Советской армии всего один сезон, но пользовался у зрителей невероятным успехом. Именно увидев этот спектакль, режиссер Марк Захаров решил перенести пьесу Горина на телеэкран.
10 февраля 2005 года - в день своего 90-летия! - Владимир Зельдин вышел на сцену в новой роли. Это была ни много ни мало - роль Сервантеса / Дон-Кихота в знаменитом мюзикле Дейла Вассермана "Человек из Ламанчи"! Эту роль, за которую актер был удостоен престижной театральной премии "Хрустальная Турандот", Зельдин играет и сегодня, в свои 95. И вновь, как и прежде, великий мастер сам играет, сам поет, и сам танцует - да так, что молодым актерам за ним не угнаться, а юные актрисы влюбляются в него, как в прекрасного юношу! Руководством театра Российской армии и режиссером спектакля Юлием Гусманом направлена официальная заявка о внесении Владимира Зельдина в Книгу рекордов Гиннесса - как самого пожилого в мире актера, играющего главную роль в сценическом мюзикле.
Стоит заметить, что и советские, и российские власти по достоинству оценивали заслуги великого актера. Еще в 1975 году, к 60-летнему юбилею, Владимиру Зельдину к было присвоено звание народного артиста СССР. В 1995 году, к 80-летнему юбилею, Зельдин был награжден орденом Дружбы, учрежденным президентом Борисом Ельциным в 1994 году взамен советского ордена Дружбы народов. В 2000 году, к 85-летнему юбилею, Владимир Михайлович был награжден орденом "За заслуги перед отечеством" IV степени, а в 2005 году, к 90-летнему юбилею, - орденом "За заслуги перед отечеством" III степени. И вот сегодня, в день 95-летия, президент Дмитрий Медведев подписал указ о награждении Владимира Зельдина орденом "За заслуги перед отечеством" II степени. Лично поздравляя актера с юбилеем и с награждением, президент пожелал Зельдину стать полным кавалером этого ордена - второй после ордена Андрея Первозванного высшей награды Российской Федерации.
Но для актера главное, конечно же, не регалии и не награды, а возможность творить. И мастер не изменяет своему призванию: к 95-летию Владимир Зельдин подготовил и новую работу: в автобиографическом спектакле "Танцы с учителем", который он ставит сам совместной с Юлием Гусманом, актер играет самого себя, пожилого мэтра, вводящего молодого актера на свою коронную роль - конечно же, это роль Альдемаро, учителя танцев.
"Это ведь огромное счастье - выступать на сцене", - говорит сам Владимир Михайлович. Наверное, в этой жажде постоянно творить и заключается секрет вечной молодости великого актера!
Избранная фильмография Владимира Зельдина:
"Свинарка и пастух" (1938) - Мусаиб Гатуев;
"Сказание о земле Сибирской" (1947) - пианист Борис Оленич;
"Учитель танцев" (1952) - Альдемаро;
"Карнавальная ночь" (1956) - клоун;
"Укрощение строптивой" (1961) - Люченцио;
"Дядя Ваня" (1970) - профессор Александр Владимирович Серебряков;
"Блокада: Лужский рубеж. Пулковский меридиан" (1974) - фон Лееб;
"Принцесса на горошине" (1976) - обергофмейстер;
"Блокада: Ленинградский метроном. Операция "Искра" (1977) - фон Лееб;
"Дуэнья" (1978, ТВ) - дон Джеромо;
"31 июня" (1978, ТВ) - король Мелиот / мистер Диммок;
"Рафферти" (1980, ТВ) - судья Феллоуз;
"Женщина в белом" (1981) - Фредерик Фэрли, эсквайр;
"Тайна "Черных дроздов" (1983) - комиссар полиции;
"Марица" (1985, ТВ) - Шандор;
"Десять негритят" (1987) - судья Уоргрейв;
"Искушение Б." (1990) - Пал Палыч;
"Вино из одуванчиков" (1997) - мистер Дуглас Сполдинг;
"Парк советского периода" (2006) - камео;
"Чертово колесо" (2006) - профессор Арсений Петрович. _________________ Конечно, я — засасывающая черная дыра хаоса... Но все-таки... я довольно классный!
(с) Хэнк Моуди
Если не встанешь на какую-либо сторону, то становишься врагом для всех.
(с) Раде Шербеджия |
|
Вернуться к началу |
|
|
НекрЫсь Лесник
Зарегистрирован: 11.08.2003 Сообщения: 20474 Откуда: СПб
|
Добавлено: Ср Фев 10, 2010 11:41 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Есть люди, которых поздравить радостно и как-то обнадеживающе. Значит есть шанс, и возможность, и необходимость в девяносто пять играть в капустниках и в девяносто девять сочинять стихи. Возраст-то в общем перспективный.
С днем рожденья, и удачи. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
|